Address:140104, O`zbekiston, Samarqand shahri, Universitet xiyoboni, 15-uy


О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАСШИРЕНИЮ УЧАСТИЯ ОТРАСЛЕЙ И СФЕР ЭКОНОМИКИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

img

В целях коренного пересмотра содержания подготовки кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития страны, создания необходимых условий по подготовке специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов принято постановление Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 “О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования”. 
Данным постановлением утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы по качественному и кардинальному совершенствованию уровня высшего образования, укреплению и модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений, оснащению современными учебно-научными лабораториями, информационно-коммуникационными технологиями. 
Вместе с тем полностью не решен ряд актуальных вопросов своевременной подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям, для социально-экономического развития регионов республики с учетом потребностей отраслей и сфер экономики в необходимых специальностях, формирования содержания высшего образования в соответствии с программами перспективного развития и производственными, техническими и технологическими отношениями непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудоустройства в соответствии со специализацией и профессией. 
В частности, в выводах группы авторитетных международных экспертов, привлеченных при сотрудничестве Комитета Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) и консалтинговой компании ("DGP Research & Consulting"), на основе анализа результатов комплексного исследования системы образования Республики Узбекистан, проведенного в январе-июне 2017 года, указывается на такие недостатки, как необеспечение целостности теории и практики в процессе высшего образования, в результате неэффективной организации квалификационной практики студентов на производственных предприятиях значительная часть выпускников, вместо того чтобы выходить готовыми специалистами, после устройства на работу заново осваивает свою профессию, специальность, а также несоответствие механизма контроля качества образования, нехватка квалифицированных педагогических и управленческих кадров в образовательных учреждениях, недостаточное налаживание эффективного сотрудничества с зарубежными образовательными учреждениями. 
Кроме того, не отвечает требованиям участие отраслей экономики в процессах формирования заказов на подготовку кадров в перспективе, разработке квалификационных требований к выпускникам, обеспечении качества подготовки специалистов, необходимых для отрасли. Работодателями не осуществляется системная работа по обеспечению соответствия программ высшего образования требованиям меняющегося рынка труда. 
Имеются разрывы в системе взаимосвязи высшее образование – наука – производство, не обеспечена их интеграция. Научно-исследовательские институты не привлечены на должном уровне к процессу подготовки кадров в высшем образовании, научные исследования осуществляются без учета реальных потребностей отраслей экономики. Отсутствие системной подготовки квалифицированных научных и научно-педагогических кадров приводит к снижению научного потенциала высших образовательных учреждений. 
Учитывая рекомендации, предложенные группой международных экспертов, в целях кардинального совершенствования содержания подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов в системе высшего образования республики путем дальнейшего расширения участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием и исходя из требований современных достижений науки, культуры, техники и технологий, потребностей общества, перспектив социально-экономического развития страны: 
1. Отметить, что в соответствии с Программой комплексного развития системы высшего образования в период на 2017-2021 годы приняты Указ Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года № УП-5121 «О дальнейшем совершенствовании деятельности Фонда Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по повышению квалификации перспективных молодых педагогических и научных кадров» и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года № 515 «Об организации деятельности Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан». 
2. Для широкого привлечения отраслей и сфер экономики к процессу подготовки кадров в системе высшего образования, обеспечения их эффективного сотрудничества с образовательными учреждениями закрепить высшие образовательные учреждения за Премьер-министром Республики Узбекистан, заместителями Премьер-министра – руководителями комплексов, ответственными руководителями по принадлежности к отраслям (сферам) согласно приложению № 1*. 
3. Руководителям комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководителям соответствующих министерств и ведомств принять меры по выполнению следующих основных задач: 
в месячный срок – в сотрудничестве с заказчиками кадров и высшими образовательными учреждениями, исходя из потребности отрасли, разработать и утвердить обновленные квалификационные требования направлений образования и специальностей, учебные планы и программы высшего образования, содержащие требования к знаниям и умениям выпускников, подготовке специалистов; 
внедрение стажировок на производстве для профессорско-преподавательского состава профильных кафедр высших образовательных учреждений, непосредственно занимающихся формированием содержания образования, в целях организации системного изучения требований к качеству подготовки специалистов производственных предприятий и организаций; 
до 1 сентября текущего года с учетом глубокого изучения передового опыта развитых зарубежных стран организовать на основе современных, совершенно новых требований разработку и поэтапное внедрение учебных планов и программ, учебной литературы, в том числе учебно-методических комплексов; 
в шестимесячный срок – совместно с министерствами и ведомствами, входящими в состав комплексов, с учетом программ текущего и перспективного развития соответствующих отраслей (сфер) и регионов и на основе точно сбалансированных расчетов определить потребности в высококвалифицированных специалистах в разрезе годов, с адресным указанием направлений (специальностей) образования; 
принять конкретные меры по системному проведению квалификационной практики студентов соответствующих направлений образования высших образовательных учреждений, начиная со 2-го курса, в определенных организациях и на предприятиях отрасли (сферы), а также организации практических занятий непосредственно на производстве и трудоустройству выпускников; 
для углубления интеграции между производством, наукой и образованием сформировать базу научно-исследовательских тем по проблемам научно-технического развития отраслей (сфер), находящихся в введении министерств и ведомств в составе комплексов, а также системно привлекать научный потенциал, в особенности молодых ученых и исследователей высших образовательных учреждений, к решению научно-технических задач на основе хозяйственных договоров с высшими образовательными учреждениями; 
направление одаренных молодых педагогов и докторантов в ведущие зарубежные образовательные учреждения для повышения квалификации, учредить для них специальные стипендии, повышение научного и педагогического потенциала высших образовательных учреждений путем организации обмена международным опытом профессорско-преподавательского состава, докторантов и студентов; 
принять меры по внедрению современных форм и методов обучения, компьютерных и информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, обеспечению высших образовательных учреждений современным учебно-лабораторным оборудованием и учебно-методической литературой, поддержке и стимулированию научно-исследовательской и инновационной деятельности, организации и развитию современных научных лабораторий высших образовательных учреждений; 
установить порядок ежемесячного проведения руководителем Комплекса, руководителями соответствующих министерств и ведомств встреч с профессорско-преподавательским составом и студентами закрепленного за ними каждого высшего образовательного учреждения по вопросам перспектив развития и новшества в отрасли (сфере), определения задач на перспективу, совершенствования содержания образования, развития научно-исследовательских работ, а также информирования их. 
4. Утвердить: 
Типовой план ("дорожную карту") осуществляемых действий в течение учебного года по обеспечению качества образования в высших образовательных учреждениях согласно приложению № 2; 
Программу мер министерств и ведомств в составе комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан по формированию заказов на подготовку кадров с высшим образованием, кардинальному повышению качества и уровня подготовки специалистов в подведомственных высших образовательных учреждениях, организации практики студентов на предприятиях и в организациях системы, выполнению совместных научных работ, обеспечению трудоустройства выпускников высших образовательных учреждений согласно приложению № 3. 
5. Комплексам Кабинета Министров Республики Узбекистан, Министерству высшего и среднего специального образования, министерствам и ведомствам, имеющим в ведении высшие образовательные учреждения, поручить следующие задачи: 
организацию начиная с 2017/2018 учебного года в каждом высшем образовательном учреждении поэтапного обучения дисциплинам специальности на английском языке как минимум в 2-х академических группах на всех курсах, целевой подготовки профессорско-преподавательского состава для преподавания на английском языке, организацию их соответствующей подготовки за рубежом, а также привлечение зарубежных специалистов к проведению учебных занятий, налаживание обучения на основе современной учебной литературы, используемой на сегодняшний день в высших образовательных учреждениях развитых государств; 
проведение стажировок перспективных научных и педагогических кадров, в первую очередь педагогов высших образовательных учреждений по подготовке кадров по инженерно-техническим и архитектурным направлениям образования, в развитых странах, в частности, в Южной Корее, Японии и Германии, на 2-3-месячных курсах, направленных на освоение новых знаний по специальности, за счет средств спонсоров и грантов международных организаций по договорам о взаимном сотрудничестве, а также через Фонд Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по организации повышения квалификации, стажировок и обучения стипендиатов за рубежом, привлечение на постоянной основе зарубежных специалистов к учебному процессу в высших образовательных учреждениях; 
начиная с 2017/2018 учебного года критически проанализировать систему подготовки кадров в магистратуре, принять меры по организации и совершенствованию на основе современных подходов всех этапов образовательного процесса магистратуры; 
организацию работы докторантов и студентов магистратуры над темами диссертаций, посвященными проблемным вопросам предприятий (учреждений), проведение опытных испытаний на предприятиях (учреждениях), поощрение докторантов и магистрантов, являющихся авторами внедренных в практику работ, а также получивших патенты на изобретения, в размере до 10-кратной месячной заработной платы преподавателя за счет предприятий и учреждений; 
в двухмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию национальной системы ежегодного определения рейтинга высших образовательных учреждений республики, при этом в качестве приоритетных показателей обратить отдельное внимание на востребованность выпускников высших образовательных учреждений на рынке труда и объем финансовых средств, заработанных на основе внедрения в практику результатов научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава, а также обеспечение поэтапного предоставления высшим образовательным учреждениям, имеющим высокие показатели в национальной рейтинговой системе, академической свободы в вопросах самостоятельной разработки и утверждения отдельных нормативно-правовых документов учебного процесса; 
начиная с 2017/2018 учебного года принять меры по повышению статуса кафедр высшего образовательного учреждения, с повышением их ответственности за обеспечение качества обучения, переходу на электронный формат различных статистической и другой отчетности, оформляемой кафедрами и профессорско-преподавательским составом, ее оптимизации. 
6. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять постановление правительства, предусматривающее создание материальных условий для осуществления докторантами научно-исследовательских работ, их материальному стимулированию в размере до 50 процентов ежемесячной стипендии за счет производственных предприятий и организаций, направление выпускников докторантуры в высшие образовательные учреждения и научно-исследовательские институты, внедрение механизма выделения льготного ипотечного кредита сроком на 25 лет для поощрения их трудовой деятельности со 2-го курса базовой докторантуры. 
7. Руководителям комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководителям министерств и ведомств, закрепленных за высшими образовательными учреждениями, в двухмесячный срок
организовать при министерствах и ведомствах Координационные советы в составе руководителей высших образовательных учреждений, ведущих специалистов отрасли, профессоров и преподавателей для реализации таких задач, как учебно-методическое руководство высшими образовательными учреждениями, в том числе организация работ по совершенствованию учебных планов и программ, повышение качества образования, эффективное проведение научных работ; 
исходя из задач, определенных в постановлении Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 “О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования”, разработать и утвердить Концепцию развития до 2030 года каждого закрепленного за ними высшего образовательного учреждения, а также обеспечить безусловное выполнение утвержденных постановлением прогнозных параметров по высшему образовательному учреждению, в том числе подготовку научно-педагогических кадров, направление профессорско-преподавательского состава в зарубежные образовательные учреждения для повышения квалификации и стажировки, одаренных выпускников – в магистратуру и докторантуру, а также наладить регулярное обсуждение по итогам каждого квартала выполнения обозначенных задач по обновлению учебно-лабораторной базы; 
разработать конкретные целевые меры по обеспечению до 2021 года признания не менее одного закрепленного высшего образовательного учреждения (объявление в списке рейтинга) ведущими международными рейтинговыми агентствами. 
8. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистан в четырехмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по: 
организации подготовки кадров начиная с 2018/2019 учебного года по управлению образовательными учреждениями в магистратуре педагогических высших образовательных учреждений; 
поэтапному внедрению порядка проведения творческих бесед с абитуриентами по определению их профессиональной пригодности наряду со вступительными тестовыми испытаниями при приеме в педагогические высшие образовательные учреждения; 
разработке и внесению в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений по организации целевого приема на педагогические направления образования за счет увеличения доли квоты приема на основе государственных грантов в целях совершенствования системы обеспечения потребностей регионов в педагогических кадрах. 
9. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Центру среднего специального, профессионального образования, Министерству народного образования в месячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по: 
упразднению академических лицеев, учебно-методическая и материально-техническая база которых не отвечает современным требованиям, расположенных вдали от высших образовательных учреждений, с низкими показателями качества образования и поступления выпускников в высшие образовательные учреждения, оставлению по одному академическому лицею только в составе высших образовательных учреждений с высоким научно-педагогическим потенциалом; 
разработке и внедрению с 2018/2019 учебного года механизмов приема в академические лицеи, продолжающие свою деятельность, наиболее одаренной молодежи, окончившей общеобразовательные школы; 
коренному улучшению качества обучения в академических лицеях, повышению показателей поступления выпускников в высшие образовательные учреждения, кардинальному усилению персональной ответственности ректоров высших образовательных учреждений. 
10. Министерству финансов Республики Узбекистан, Министерству высшего и среднего специального образования, министерствам и ведомствам, имеющим в ведении высшие образовательные учреждения, разработать и утвердить в установленном порядке механизмы стимулирования привлеченных специалистов, профессорско-преподавательского состава, эффективно преподающих на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при базовых высших образовательных учреждениях, на основе анализа их деятельности. 
11. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерствам и ведомствам, имеющим в ведении высшие образовательные учреждения, совместно с Союзом молодежи Узбекистана, Научно-практическим центром национальной идеи и идеологии, Республиканским центром пропаганды духовности: 
обеспечить осуществление профессорско-преподавательским составом духовно-просветительской работы с каждым определенным студентом, создать методические основы по принятию действенных мер, направленных на повышение его идеологического иммунитета; 
в двухмесячный срок разработать механизмы укрепления идеологического иммунитета студенческой молодежи, воспитания у нее высоких нравственных качеств, гармонизации профессиональной компетенции и человеческих достоинств, повышения воспитательной ответственности профессорско-преподавательского состава, эффективного использования воспитательной цели содержания учебных дисциплин для обеспечения гармонии образования и воспитания; 
учитывая, что на сегодняшний день воспитание молодежи является актуальным вопросом, пересмотреть функциональные обязанности проректоров по духовно-просветительской работе высших образовательных учреждений, разработать меры по периодическому повышению их квалификации; 
по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан в трехмесячный срок
внедрить должность психолога в высшем образовательном учреждении и воспитателя-педагога для каждого дома проживания студентов; 
повысить должностной разряд оплаты труда начальника отдела по духовно-просветительской работе высшего образовательного учреждения до 16-го разряда, должностной разряд сотрудников отдела – до 14-го разряда; 
в целях обеспечения дальнейшего повышения эффективности и ответственности деятельности кураторов групп высших образовательных учреждений, поощрения их деятельности установить ежемесячные надбавки каждому куратору группы (в том числе руководителям совета кураторов) в 25 процентов от размера заработной платы; 
в целях финансирования духовно-просветительской работы в каждом учебном году принять меры по выделению не менее 5 процентов средств сметы расходов высшего образовательного учреждения для вышеуказанных расходов. Отметить, что персональная ответственность за целевое использование данных средств возлагается на проректора по духовно-просветительской работе высшего образовательного учреждения. 
12. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству финансов, Министерству занятости и трудовых отношений, Центральному банку, Федерации профсоюзов Узбекистана совместно в трехмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по повышению социального статуса педагогических кадров, осуществляющих деятельность в образовательных учреждениях, повышению авторитета педагогической деятельности в обществе, поднятию педагогов до уровня примера и образца для подражания молодежи, а также внедрению порядка выделения льготных ипотечных и потребительских кредитов для приобретения жилья, автомобиля отечественного производства и хозяйственно-бытовых принадлежностей педагогическим кадрам, призерам различных смотров и конкурсов, ученики и студенты которых достигли высоких результатов на республиканских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках и соревнованиях. 
13. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан совместно с Министерством высшего и среднего специального образования в двухмесячный срок разработать и внедрить в практику удобную и упрощенную форму регистрации студентов, проживающих на арендованной жилплощади, у родственников и знакомых. 
14. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Комитету женщин, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения, Научно-практическому центру национальной идеи и идеологии, Республиканскому центру пропаганды духовности в месячный срок в целях формирования социально здоровой среды, внедрения действенных механизмов воспитания молодежи, обеспечения психологической поддержки духовного развития личности, формирования психологических знаний и умений специалистов отрасли, создания научно-практических основ и разработки методического обеспечения, а также широкой пропаганды психологических знаний в обществе внести предложения в Кабинет Министров по организации Учебно-научного центра психологии в структуре Ташкентского государственного педагогического университета. 
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н. 

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 27 июля 2017 года. 

 

* * *

КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Президента Республики Узбекистан

"О мерах по дальнейшему расширению участия

отраслей и сфер экономики в повышении качества

подготовки специалистов с высшим образованием"


В целях коренного пересмотра содержания подготовки кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития страны, создания необходимых условий по подготовке специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов принято постановление Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 “О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования”. 

Данным постановлением утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы по качественному и кардинальному совершенствованию уровня высшего образования, модернизации и укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений, оснащению современными учебно-научными лабораториями, информационно-коммуникационными технологиями. 

В выводах группы авторитетных международных экспертов, привлеченных при содействии Комитета Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) и консалтинговой компании ("DGP Research & Consulting"), на основе анализа результатов комплексного исследования системы образования Республики Узбекистан, проведенного в январе-июне 2017 года, указывается на ряд недостатков в обеспечении целостности теоретических знаний и практических навыков в процессе высшего образования, неэффективность организации квалификационной практики студентов на производственных предприятиях, в результате чего часть выпускников после устройства на работу дополнительно осваивает свою профессию, специальность, на слабые механизмы контроля качества образования, нехватку квалифицированных педагогических и управленческих кадров в образовательных учреждениях, недостаточно развитое сотрудничество с зарубежными образовательными учреждениями. 

В целях коренного пересмотра содержания подготовки конкурентоспособных кадров, повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям, с учетом потребностей отраслей и сфер экономики в необходимых специальностях, формирования содержания высшего образования в соответствии с программами перспективного развития и производственными отношениями предприятий, трудоустройства специалистов в соответствии с их специализацией и профессией принято постановление Президента "О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием". 

В соответствии с постановлением для широкого привлечения отраслей и сфер экономики в процесс подготовки кадров в системе высшего образования, обеспечения их эффективного сотрудничества с образовательными учреждениями Премьер-министр Республики Узбекистан, заместители Премьер-министра – руководители комплексов, ответственные руководители прикреплены к отраслевым высшим образовательным учреждениям. 

В постановлении определены задачи руководителей комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководителей соответствующих министерств и ведомств. В частности, совместно с заказчиками кадров и высшими образовательными учреждениями, исходя из потребности отрасли, необходимо разработать и утвердить обновленные квалификационные требования направлений (специальностей) образования, учебные планы и программы высшего образования, внедрить стажировки на производстве, с учетом глубокого изучения передового опыта развитых зарубежных стран организовать на основе обновленных требований разработку и внедрение учебной литературы, учебно-методических комплексов, направление перспективных молодых педагогов и докторантов в ведущие зарубежные образовательные учреждения, выделение для них специальных стипендий. 

Постановление предусматривает определение потребностей в высококвалифицированных специалистах в разрезе годов совместно с министерствами и ведомствами, входящими в состав комплексов, с учетом программ текущего и перспективного развития соответствующих отраслей (сфер) и регионов, на основе точно сбалансированных расчетов. 

Начиная с нового учебного года образовательный процесс включает поэтапное обучение профильных предметов на английском языке как минимум в 2-х академических группах всех курсов, целевую подготовку профессорско-преподавательского состава для преподавания на английском языке, организацию соответствующей подготовки за рубежом, а также привлечение зарубежных специалистов к проведению учебных занятий. 

В соответствии с постановлением за счет средств спонсоров и грантов международных организаций, а также Фонда Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по организации повышения квалификации, стажировок и обучения стипендиатов за рубежом определен механизм организации стажировок перспективных научно-педагогических кадров, в первую очередь по инженерно-техническим и архитектурным направлениям образования, в развитых странах. 

Начиная с текущего учебного года намечено принятие конкретных мер по системной организации квалификационной практики студентов соответствующих направлений образования в определенных организациях и на предприятиях отрасли (сферы), организации отдельных практических занятий непосредственно на производстве, а также трудоустройству выпускников. 

В качестве приоритетных задач отмечены реформы, направленные на углубление интеграции производства, науки и образования, повышение научного потенциала высших учебных заведений, подготовку молодых ученых и исследователей. 

Как отмечается в постановлении, проведение руководителем комплекса, руководителями соответствующих министерств и ведомств встреч с профессорско-преподавательским составом и студентами закрепленных за ними высших образовательных учреждений по вопросам определения перспективных задач совершенствования содержания образования не менее одного раза в месяц является одним из важнейших факторов совершенствования образовательного процесса. 

В социальной сфере предусматривается создание широких возможностей для молодых ученых, соискателей и докторантов, материальное стимулирование рационализаторов и изобретателей. 

В постановлении обращено отдельное внимание на совершенствование национальной системы ежегодного определения рейтинга высших образовательных учреждений, где основными показателями являются востребованность выпускников высших образовательных учреждений на рынке труда и эффективность внедрения в практику результатов научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава. 

С учетом этих показателей предусмотрено предоставление высшим образовательным учреждениям академической автономности в вопросах разработки и утверждения отдельных нормативно-правовых документов учебного процесса. 

Кабинету Министров Республики Узбекистан определено в двухмесячный срок принять постановление правительства, предусматривающее создание материальных условий для осуществления докторантами научно-исследовательских работ, их материального стимулирования в размере до 50 процентов ежемесячной стипендии за счет производственных предприятий и организаций, трудоустройства выпускников докторантуры в высших образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах, внедрения механизмов выделения льготного ипотечного кредита сроком на 25 лет для поощрения их трудовой деятельности со 2-го курса базовой докторантуры. 

Обращено особое внимание на совершенствование системы подготовки специалистов в магистратуре, использование современных подходов, форм и методов обучения. 

Отмечено, что начиная с 2018/2019 учебного года будет организована целевая подготовка кадров по управлению образовательными учреждениями в системе магистратуры педагогических высших образовательных учреждений. Наряду с тестовыми испытаниями при приеме в педагогические высшие образовательные учреждения установлено проведение творческих бесед с абитуриентами по определению их профессиональной пригодности. Поставлены задачи по организации целевого приема на педагогические направления образования за счет увеличения доли квоты приема на основе государственных грантов. 

Принято решение об упразднении академических лицеев, учебно-методическая и материально-техническая база которых не отвечает современным требованиям, расположенных вдали от высших образовательных учреждений, с низкими показателями качества образования и поступления выпускников в высшие образовательные учреждения, оставлении по одному академическому лицею в составе высших образовательных учреждений, имеющих высокий научно-педагогический потенциал. 

Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству финансов, Министерству занятости и трудовых отношений, Центральному банку, Федерации профсоюзов Узбекистана совместно в трехмесячный срок поручено подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по повышению социального статуса педагогических кадров образовательных учреждений, служащих примером и образцом для подражания молодежи, поднятию престижа педагогической деятельности в обществе, а также выделению льготных ипотечных и потребительских кредитов для приобретения жилья, автомобиля отечественного производства и хозяйственно-бытовых принадлежностей педагогическим кадрам, призерам различных конкурсов, чьи ученики и студенты показали высокие результаты в республиканских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках и соревнованиях. 

Учитывая, что вопросы воспитания подрастающего поколения являются актуальной задачей современности, уделено особое внимание укреплению идеологического иммунитета студенческой молодежи, обеспечению гармонизации образовательного и воспитательного процесса. В целях создания комфортных условий для студенческой молодежи Министерству внутренних дел Республики Узбекистан совместно с Министерством высшего и среднего специального образования поручено разработать и внедрить в практику удобную и упрощенную форму регистрации студентов, проживающих на арендованной жилплощади, у родственников и знакомых. 

Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Комитету женщин, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения, Научно-практическому центру национальной идеи и идеологии, Республиканскому центру пропаганды духовности поручено в месячный срок в целях формирования социально здоровой среды, внедрения действенных механизмов воспитания молодежи, обеспечения психологической поддержки духовного развития личности, формирования психологических знаний и умений специалистов сферы, создания научно-практических основ внести предложения в Кабинет Министров по организации Учебно-научного центра психологии в структуре Ташкентского государственного педагогического университета. 

Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием» направлено на дальнейшее развитие системы высшего образования, обеспечение потребностей отраслей и сфер экономики в высококвалифицированных кадрах, повышение научно-педагогического потенциала высших образовательных учреждений, создание условий для широкого привлечения молодежи к научно-исследовательской деятельности и является еще одним важным практическим шагом в совершенствовании подготовки современных высококвалифицированных специалистов.

 

Источник: Уза

28.07.2017

http://samdu.uz/assets1/plugins