Благодаря решимости и смелости учащиеся и преподаватели нашей страны избавились от тяжелого труда, и даже в осенние месяцы школы и университеты были наполнены веселым смехом наших детей.

     Не будет ошибкой сказать, что 1 февраля 2024 года вошло в историю Узбекистана как период принципиального перелома в развитии системы образования. Потому что в этот день Президент Шавкат Мирзиёев подписал очень важный документ в сфере образования – Закон Республики Узбекистан «О статусе педагога». Этот документ является ярким выражением реальной заботы о будущем страны и того факта, что образование занимает решающее место в стратегии развития государства.

     Раньше учителя, медицинские работники и другие представители социальной сферы не занимались своей профессиональной деятельностью, ученики и студенты не занимались чтением, а занимались сбором хлопка в течение всего осеннего сезона. С наступлением осени преподавателей и студентов отправляли на сбор хлопка, которые в суровых условиях не возвращались с поля до поздней осени. Кроме того, к этой тяжелой работе будут привлечены еще мальчишки, которые еще учатся в школах, и никому не придет в голову вопрос о качестве образования, о том, чтобы молодые люди росли здоровыми. Такое поведение, которое ставит под угрозу будущее страны, тем самым ее безопасность, является провалом прежнего соляного режима, и на протяжении более 70 лет никто не осмеливался положить этому конец. К счастью, благодаря личной инициативе президента Шавката Мирзиеева студенты и ученики нашей страны, а также их наставники избавились от тяжелого труда, и даже в осенние месяцы школы и вузы были наполнены веселым смехом наших детей.

     Ведь благодаря политической воле лидера нашей страны за короткое время были достигнуты столь важные результаты. Эта конкретная цель и перспективная политика составляют суть построения современного, всесторонне развитого Нового Узбекистана. Сегодня главная цель каждой реформы и обновления направлена ​​на благополучие общества и интересы граждан. Подъем общества, развитие личности и специалистов, способных стать лидерами в различных областях в будущем, во многом зависит от учителей и их труда. В последующие годы предпринимались усилия по повышению статуса профессии учителя в нашей стране. Основной целью вышеупомянутого нового закона является определение прав и обязанностей педагогов, определение принципов справедливого вознаграждения, стимулирования и социальной защиты их труда. Этот документ не только вводит новые правила в сфере образования, но и создает благоприятные организационно-правовые условия для более эффективной работы учителей.

    Одним из важных аспектов закона является то, что особое внимание уделяется социальной защите педагогов и признанию их положения в обществе. Признание важности роли учителя в формировании подрастающего поколения, несомненно, служит повышению престижа и статуса учителя перед обществом. Неоспоримым успехом является то, что за последние годы увеличилась ежемесячная заработная плата учителей, введены дополнительные выплаты, оптимизирована учебная нагрузка с учетом высоких требований образовательных стандартов. Эти меры направлены не только на поддержку и поощрение труда педагогов, но и на повышение качества образования в нашей стране. Этот закон не только устанавливает высокие стандарты для системы образования нашей страны, но и защищает права и интересы учителей в сфере образования. Его принятие поднимет образование на новый уровень, на котором особое значение будут иметь профессиональные и трудовые права учителей. Исходя из трудового законодательства Республики Узбекистан, этот закон гарантирует не только поддержку учителей, но и защиту от вмешательства в их профессиональную деятельность. Теперь запрещено влиять на правильную оценку знаний учащихся и студентов, а также вмешиваться в их учебный процесс. Работодатели не могут привлекать учителей к непрофессиональной работе, например, к озеленению или сельскохозяйственным работам. Самое главное, закон защищает учителей от необходимости подавать отчеты и предоставлять информацию, не связанную с их профессиональными обязанностями. В законе четко указано, что принуждение учителей к покупке товаров и услуг без их согласия и удержание средств за эти товары и услуги из их заработной платы не допускается.

     С точки зрения поддержки образования учителя обеспечиваются учебными пособиями и первичными учебными материалами за счет государства. Это меры, направленные на обеспечение высокого уровня образования и облегчение труда педагогов. Закон также предусматривает возможность привлечения учителей к политическим и общественным мероприятиям. Однако это происходит только с их согласия, подписанного договора и дополнительной оплаты. Это яркий пример уважения к своему профессиональному времени, сознательного участия в важных государственных делах. Очень важно отметить, что любая форма административного принуждения к работе педагога, а также незаконное вмешательство в его профессиональную деятельность преследуются в соответствии с законом. В целом подписание закона «О статусе учителей» является подтверждением стремления поддержать систему образования нашей страны, улучшить условия труда учителей, которых уважают как родителей, признать важность их роль в обществе. Без колебаний мы считаем, что этот закон является прогрессивным шагом, который станет основой будущего процветания Узбекистана за счет инвестиций в образование, подготовки зрелых людей и построения общества по-настоящему знающих людей.

Мавлон Бобохонов,
заведующий кафедрой работы с молодежью,
духовности и просвещения Самаркандского государственного университета имени Шарофа Рашидова.