Специально для Информационной службы Самаркандского государственного университета

    Внимание новая рубрика: Сердце и карандаш

    Выпускник филологического факультета Самаркандского государственного университета, известный журналист, талантливый писатель, издатель, автор таких произведений, как «Головоломка», «Похититель внешности», «Неизвестный», «Тахир Малик гурунглари», а также известен любителям литературы Анвар Намозов, сценарист популярного сериала «Али и Алия», член Союза писателей Узбекистана, лауреат Национальной премии «Золотое перо», постоянный гость проекта «Сердце и ручка».

    Наш собеседник поделился своими мыслями о «золотых» трудностях журналистики вплоть до «Золотого пера», о слабостях современной журналистики и путях ее преодоления, о современном литературном процессе.

    - Во-первых, поздравляю с вручением Национальной премии "Золотое перо". Если поделитесь впечатлениями от премии. Как прошел процесс?

    - Спасибо за поздравление! Думаю, каждый художник должен мечтать об этой награде. Что касается впечатлений, это вселенная. Я приступила к работе за неделю до крайнего срока подачи заявки на конкурс. Материалы были, и я не планировал подавать их в приемную комиссию. Я бросил работу, чтобы попробовать. Статьи и так были «забрасывающие камнями». Так что была надежда на победу. Я до сих пор помню, как меня пригласили на сцену, и я держал в руке статуэтку Золотого пера. Звонок раздался утром в день выборов. Они сказали: «Приходи и уходи.» И я получил Золотую ручку. Я почему-то принял это как должное. Но поздравлений было так много, что я должен был сказать спасибо в тот вечер и на следующий день. Этот процесс все еще продолжается.

    - Что нового в вашем творчестве, какие новости вы намерены преподнести любителям литературы?

    Я считаю, что любой художник должен быть разносторонним. Больше всего требуется не только хорошее образование, но и его бдительность и самоотверженность. Искусство, журналистика, кино, театр, все стоит попробовать. К сожалению, сегодняшние заботы привязывают художника к работе, он не может уделять время и возможности творчеству. Так обстоит дело с большинством людей. Кто-то может сказать, что творчество происходит, когда приходит вдохновение. Например, поэт Мухаммад Юсуф не признавал понятие вдохновения. «Поэт пишет стихотворение, когда он чем-то доволен и чем-то огорчен. Стихотворение лежит в пыли. Вы его найдете, вытрите и вернете домой», — сказал он в одном из интервью.

    На мой взгляд, вдохновение приходит, когда вы начинаете писать. Например, до того, как я написал сценарий для сериала «Али и Алия», конечно, ничего не было. У меня только что была идея. Она должна была быть оформлена, обогащена, всеобъемлюща. Это делается через мозг. Но в большинстве случаев мозг может дать вам что-то, если вы начнете думать. Возникновение чувства вины из-за измены, во-первых, еще больше истощает ту энергию, которая еще могла остаться у партнера, ведущего интрижку. Когда я стал решительно писать, Бог дал мне рассказы, сюжеты, диалоги и сильные стороны героев и их жизни.

    В эти дни я начал сценарий для сериала под названием «Час мести». В планах также написать комедию для узбекоязычного населения. Была поставлена ​​моя комедия «Индийская невеста». Я думаю, написать это как серию из 25 серий. Я также пишу статьи. Я также делаю переводы, когда приходит время.

    «Кто-то знает вас как журналиста, кто-то знает вас как писателя». Кем вы хотите, чтобы вас запомнили?

    - Я хотел бы быть упомянутым на обоих фронтах. Но чаще всего доминирует письмо. В прошлом году меня приняли в Союз писателей Узбекистана. Но это не означает отход от журналистики. После окончания университета я начал работать непосредственно в газете. Потом почти 10 лет работал главным редактором крупной газеты. Сейчас я один из авторов habar.uz, нахожусь в постоянном контакте с этим сайтом. Как я уже сказал, кино и театр не могут быть оставлены без внимания. Одним словом, я писатель, журналист, сценарист, драматург, издатель.

    - Ваши студенческие годы прошли на филологическом факультете Самаркандского государственного университета. Что вы можете сказать об этом? Как бы вы оценили наш университет сегодня?

    - Да, я учился на филологическом факультете Самаркандского государственного университета. Это место очень дорого для меня. В первую очередь потому, что мои родители учились в Самаркандском государственном университете. Они познакомились и поженились в этом месте. Я пошел по стопам родителей. Во-первых, я учился в таком престижном вузе, как СамГУ. Я учился у великих учителей. Последние пять лет в этом уголке были действительно золотыми годами. Руководитель нашего курса Ильхом Гасанов был очень талантливым художником. К сожалению, прежде чем мы закончили школу, он погиб в автокатастрофе. Наш декан, Нуриддин Шукуров, был очень хорошим и умным учителем. Валиходжаев не уставал читать лекции о творчестве нашего учителя Навои. Исроил Мирзаев, Сайдулла Мирзаев, учитель Бехбуди, Бекмурод Юлдашев, учитель Кунгуров, учитель Ходжиметов были великолепны. Все еще не удовлетворен. Я думаю, что мы должны были узнать больше от таких замечательных людей и ценить их.

    Спрос — это также период бунта. Иногда мы с подругой Абдували избегали занятий, творческих встреч, ходили на прогулки и в кино. До сих пор помню тех, кто "ударился о землю" на хлопковых полях...

    Чего я сегодня добился, так это того, что роль СамГУ неоценима. Для меня нет такого места. Потому что наши великие учителя жили в его лоне. К сожалению, многие из них погибли. О Боже, пусть их место будет на небесах, и да возрадуются их души.

    - Каковы, на ваш взгляд, слабые стороны узбекской журналистики сегодня и как, на ваш взгляд, их можно преодолеть?

    - Самое слабое место нашей журналистики - трусость. Тем не менее, самым большим фактором в этой области должно быть большое мужество. Большинство журналистов не являются мастерами своего дела, им просто удается заполнить страницы газет и Интернета или эфира. А настоящий журналист всегда в самых горячих точках. Так кто из узбекских журналистов уехал на войну за границу? Никто! Я еще не собираюсь! Наши журналисты могут задавать вопросы только на пресс-конференциях. Потом трудно анализировать. Если есть потребность в критике, будут даны общие мнения. Вот почему сегодня фельетоны и памфлеты являются семенем мудрости. Есть смелые журналисты, но их очень мало.

    Еще одна слабость нашей журналистики состоит в том, что большинство писателей неграмотны. Они не знают простых правил правописания, даже суффиксов. Предложения, которые он сочинял, были беспомощными и неуклюжими. Недостатков много.

    Так что делать? Зарплаты и гонорары журналистов должны быть резко увеличены! После этого нужно оставить на местах самых смелых, умелых и опытных журналистов. Но я не ожидаю, что это произойдет в ближайшее время.

    - За кем из мировых журналистов вы следите?

    «Я больше слежу за иностранными писателями, чем за журналистами по всему миру, и часто ссылаюсь на их работы». При необходимости перевожу его произведения на узбекский язык. Например, в прошлом году издательство «Узбекистан» попросило меня перевести на узбекский язык «Завист» Юрия Олеши. Хотя у меня не было времени, я не мог отказать в просьбе издателя. Потому что в прошлом мой отец сотрудничал с ними и перевел несколько произведений. Если бы я отказался после его смерти, издатели могли бы обидеться. Я должен работать. Затем, за короткое время, «Ревность» превратилась в книгу.

    - Как вы реагируете, если вас критикуют? Вы как журналист критикуете себя?

    - Любую работу можно критиковать. Будь то хороший рассказ, рассказ или роман, можно сколько угодно писать об «унизительном влиянии субъективного фактора на объективную кульминацию» (метафора Абдукаюма Юлдаша)», — сказал я в книге «Тахир Малик». Гурунглари.

    В самом деле. Вот, вчера, во время встречи втроем за столом, двое моих собеседников перевернули ауру «Джамиля», написанной Чингизом Айтматовым. Два или три месяца назад четыре идиота раскритиковали «Последние дни» Кадири в социальных сетях. Резкой критике подверглись и романы Ойбека «Ветры из золотой долины» и «Навои». Много лет назад он резко раскритиковал «Последние дни» Ойбека Кадыри.

    Что касается меня, то, слава богу, у меня есть должность в журналистике и литературе, хоть и небольшая. Я не хвастаюсь, я просто говорю, что если они меня критикуют, то должны, но не должны завидовать. Что касается моих статей, то большинство из них на острую тему. Особенно когда я работал в газете «Зарафшан», я публиковал статьи и фельетоны типа «Сними оковы с шеи», «Единственный защитник», «Не забудь выключить телевизор». Сегодня я сосредоточусь на публикации.

    «Есть поговорка: «Только те, кто готов жить долго и счастливо, станут журналистами». Как вы относитесь к этой идее? Действительно ли труден журналистский хлеб?

    - Хлеб журналиста очень жесткий. Тот, кто хочет развлекаться, не может быть журналистом. Помню, когда мы работали в газете, если выходила критическая статья, люди в ее адрес кричали. Сколько раз нас писали и судили. У нас было много бессонных ночей. У нас тысячи сожалений о том, что мы журналисты. Мы решили не писать и не публиковать другие «опасные» материалы. Но потом старая привычка снова стала «агрессивной». К сожалению, никто не читает газету или сайт без критики. Учитель Хабиб Темиров говорил, что в каждом номере газеты должна быть хотя бы одна критическая статья. Пиши, я тебя защищу. Он сдержал свое слово. Есть ли такие редакторы сегодня? Эй, я не знал.

    - Как вы сегодня оцениваете отношение людей к представляемым публике работам в области журналистики, довольны ли вы отношением публики?

    «Связи с общественностью — это хорошо». Проблемы возникают из-за мнения людей. Господствовавший до недавнего времени «ерунда прописки» был ликвидирован общественностью. Примеров очень много! К сожалению, есть некоторые вопросы, о которых публика не способна «заскрежетать зубами», сложно разбить скорлупу, и они остаются прежними. Игнорирование общественного мнения о деятельности некоторых чиновников, в частности, подрывает доверие к «выше».

    Еще кое-что. Не секрет, что на некоторых знаменитостей до сих пор действуют «запреты». Ведь они наши соотечественники, и живут с нами бок о бок, не за границей, а в Узбекистане. Так зачем запрещать? Потому ли, что они недостойны похвалы, или потому, что говорят правду? К сожалению, когда слова с кафедры не соответствуют реальности жизни, горько вздыхаешь, мужик...

    Вы больше комедий придумываете в литературных изданиях. В вашем творчестве много юмористических историй. Потому ли, что они со смехом критикуют некоторые недостатки общества, или есть какая-то другая причина?

    «У меня не так много шуток». Я немного пишу, чтобы вдохновлять людей. Вероятно, причина того, почему они так плохо работают. Мои шутки, возможно, получили больше распространения в Интернете и привлекли больше читателей. Я бы назвал их скорее смешными, чем критическими. Но есть и недостатки, которые были взяты под упомянутый вами горький смех. Например, в "Пастухах" есть формальности, в "Левой руке" - "вопросы" лести. В «аппарате совести» безответственность и некомпетентность персонала изображается в юмористической форме. Комедия также была опубликована на российском литературном сайте.

    - Говорят, что у каждого художника есть свое перо. Что такое точилка, которая точит вашу ручку?

    «Мой отец всегда читал книги своим благодарным детям». Иногда после обеда они читали отрывок из журнала или книги. Я помню, когда хадисы начали публиковаться в прессе, они доходили до наших ушей из уст моего отца. Мы слушали с изумлением и жаждой. В нашем доме было стремление и интерес к литературе и творчеству. Я знаю слово «колесо» по книгам. Что бы я ни читал, у меня много энергии. Вокруг нас так много ресурсов, что нам нужно их читать и наслаждаться прекрасным миром.

    К сожалению, сегодня люди зависимы от Интернета. Очень мало кто читает книги. Сегодня молодежь и взрослые отходят от чтения.

    - Нашел ли свое место в жизни и литературе сегодняшний Анвар Намозов?

    «Я много думаю об этом». Иногда я даже нервничаю. Что бы я делал сегодня, если бы мои родители не научили меня? Ведь мужчина несет ответственность за свою семью, своих детей. Он должен их обеспечивать, воспитывать, воспитывать. Слава Богу, моей семье ничего не нужно. Как и мои родители, я учил и учу своих детей. Итак, я нашел свое место в жизни на некоторое время. Я стремлюсь к более высоким целям, конечно. Я еще не нашел места в литературе. Потому что я не смешивал свое творчество. Когда упоминали Анвара Намозова, я еще не видел оживления литературного сообщества, его интереса и публикации моего имени в Википедии.

    - Я могу быть триллером в любом жанре. Это не просто поэзия.

    - Какие у тебя планы на будущее?

    - Планы и цели никогда не заканчиваются. Когда их нет, жизнь теряет смысл. Конечно, я хочу видеть лучшее будущее для своих детей в будущем. Например, я хочу сделать что-то особенное со своим сыном. В свободное время в институте я также планирую преподавать IT.

    Недавно они предложили вместе открыть новый литературный журнал. Даст Бог, издадим новый журнал. Выше я упоминал о своих творческих планах. В будущем я хотел бы издать несколько книг, с благодарностью переведенных моим отцом, и подарить их любителям литературы. Так что целей много. И поезд жизни не перестает ускоряться. Он продолжает двигаться вперед.

 

Интервьюер Ирода БЕКМУРАДОВА,

Самаркандский государственный университет

Сотрудник информационной службы