РЕКТОР САМАРКАНДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕTА ПРОФ. Р.И.ХАЛМУРАДОВ

   Самаркандский государственный университет – один из старейших классических вузов Узбекистана, известный далеко за пределами страны. Его история начинается в эпоху Тимуридов, когда 21 сентября 1420 года великий ученый Мухаммад Хавофи выступил с научным докладом о теории Клавдия Птолемея перед более чем 100 слушателями.

        Исторически университет имел несколько названий. С 22 января 1927 г. по  1930 год  - Высший педагогический институт, затем в 1930 г. он стал Государственной педагогической академией Узбекистана, а с 1933 г.  по 1941 г. – Государственным университетом Узбекистана. Во время Великой отечественной войны  Государственный университет Узбекистана был включен в состав Среднеазиатского университета (ныне - Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека). В 1944 г. был восстановлен Государственный университет Узбекистана, а с 1960 г. Государственный университет Узбекистана преобразован в Самаркандский государственный университет. Постановлением Президента Республики Узбекистан от 13.01.2022 г. № ПП-82 Самаркандскому государственному университету присвоено имя Шарофа Рашидова.

        Великие предки Мирзо  Улугбек, Казизода Руми, Али Кушчи, Гиясиддин Коши, Алишер Навои, Абдурахман Джами подняли просвещение и культуру в Самарканде и заложили фундамент мировой цивилизации, на их богатом наследии основаны сегодняшние высшие учебные заведения. Одним из таких высших учебных заведений является Самаркандский государственный университет. За свою многолетнюю деятельность университетом подготовлено тысячи специалистов и высококвалифицированных кадров.

        Сегодня на базе Института агробиотехнологий и продовольственной безопасности, Института инженерной физики, Каттакурганского и Ургутского филиалов и 12 факультетов Самаркандского государственного университета обучаются более 25000 студентов на дневном, вечернем и заочном отделениях, а также в магистратуре и докторантуре по 76 направлениям обучения и 40 специальностям магистратуры. Их обучают более 800 профессоров и преподавателей, в том числе 3 академика АН РУз, 81 докторов наук и 311 кандидатов наук. Ведется подготовка кадров высшей педагогической квалификации (PhD, DSc) по более чем 40 специальностям, действуют 9 научных советов, обеспечивающих их защиту.

         Библиотечный фонд университета насчитывает более 3 миллионов экземпляров научной и учебной литературы, из них около 15 тысяч редких книг и восточных рукописей. При университете функционируют 3 академических лицея, 4 музея, 1 оранжерея и 2 уникальных объекта.

    В целях обеспечения регулярной работы образовательного процесса периодически издаются научно-методический журнал «Научный вестник Самаркандского государственного университета» и газета «Самаркандский университет»; работает типография, издающая и редактирующая учебные и научные труды.

        За годы Независимости 19 студентов университета удостоились государственной стипендии Президента Республики Узбекистан, 98 студентов – государственных стипендий имени выдающихся личностей, 9 студентов – государственной премии «Зульфия». Среди студентов вуза имеются чемпионы и призеры различных спортивных первенств и состязаний: 7 студентов – чемпионы мира, 57 студентов – чемпионы Азии, свыше 170 студентов – чемпионы Узбекистана, более 300 студентов – чемпионы и призеры универсиад.

        Из числа профессорско-преподавательского состава университета удостоились государственных наград: орденами «Буюк хизматлари учун» - 1 человек, «Эл – юрт хурмати» - 5 человек, «Мехнат шухрати» - 5 человек; медалями «Шухрат» - 3 человека; почетными званиями: «Узбекистон фан арбоби» - 3 человека, «Узбекистонда хизмат курсатган ёшлар мураббийси» - 6 человек.

        Самаркандский государственный университет – один из флагманов развития образования в республике и активный участник проводимых в Узбекистане реформ в данной сфере. Одним из приоритетов является гармонизация образовательно-воспитательного процесса, повышение конкурентоспособности подготовленных специалистов, внедрение передовых педагогических технологий, обеспечение приоритета и актуальности научных исследований.