Зачем нам нужно гендерное равенство?

- В чем смысл «Вопроса о женщинах»?
- О чем говорит низкий уровень самостоятельности 68% школьниц в выборе профессии?
В 20-21 веках одной из актуальных проблем общества является пересмотр вопросов гендерного равенства и его практическое изменение. Основное направление этих изменений - новый взгляд на положение и роль женщины в различных сферах труда и общественной деятельности, представление о гармонии мотивов, интересов, позиций и деятельности обоих полов.
В последние годы в Узбекистане активизировались усилия по устранению гендерного неравенства. Вопросы гендерной политики, гендерных исследований, особенно вопросы, связанные с «Вопросом о женщинах», входят в число приоритетных вопросов государственной политики на официальном уровне. Определены меры по повышению статуса женщин, особенно по защите и расширению их прав через правовые документы.
Анализ проблемы выбора профессии современными подростками показывает, что выпускники школ нуждаются в помощи взрослых в определении и планировании дальнейшей карьерной траектории с учетом гендерных особенностей. В таком случае на ведущее место выходит сотрудничество соседства, семьи и учебного заведения.
Метод Сандры Бем «Мужественность, женственность и гендерный тип личности», модифицированный метод определения профессионального типа личности Дж. Холланда, результаты исследования Е. А. Климова на основе дифференциально-диагностического опросника показывают, что сегодня у школьников явно отсутствует профессиональный план, у из них (68%) демонстрируют низкий уровень самостоятельности в выборе профессии.
По результатам уровень приверженности гендерным стереотипам в вопросах профессионального разделения труда среди юношей составляет 70,8 процента. Девушки имеют более либеральные представления о разделении труда: 42,3% из них считают несущественными стереотипы в разделении занятий на "мужские" и "женские". В процессе исследования определяются предпочтения студентов в выборе профессии с учетом гендерных особенностей.
Гендерная социализация является важной составляющей процесса развития и адаптации школьников, способствует самоопределению в личностной и профессиональной сферах.
Учет гендерной социализации подростков способствует формированию внутренней готовности к реализации карьерных перспектив ребенка. Это можно объяснить применением интенсифицированных дидактических средств, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся на основе гендерного подхода в образовательном процессе. В связи с этим важно знакомить молодежь с книгами, давать им возможность свободно высказывать свое мнение, слушать их.
Подводя итог, можно сказать, что поддержка молодых людей и поддержка новых мыслей и идей, возникающих у них, повысит их уверенность в себе.
Шохсанам Баротова,
Докторант Самаркандского государственного университета.