Центральная Азия по своему географическому положению является наиболее благоприятной территорией Евразийского материка, где пересекаются давние цивилизационные процессы. Не случайно именно через эту территорию проходил Великий Шелковый путь. Великий Шелковый путь порождает культурную гармонию между различными цивилизациями. С древнейших времен до XII века в Центральной Азии важное место занимали три ведущих этноса. Это китайцы, турки и согдийцы. Среди политических, социальных и культурных отношений, которые существовали между этими тремя этносами, тюркские и согдийские межэтнические отношения также оказали сильное влияние на этнические образования в последующие века. Исследователи отмечают, что в истории согды начали вступать в отношения с китайцами и прототюрскими племенами еще в IV-III веках до нашей эры. В течение почти полутора тысячелетий истории согды и турки жили и взаимодействовали в одном регионе. Сравнительный типологический анализ показывает, что общества согдийцев и тюрков практически равноправны. Это обстоятельство считалось важным для межэтнических отношений. По праву VI-VIII Среднеазиатский период получил название “тюрко-согдийский”. Она положила начало возникновению в регионе единого историко-культурного пространства. Именно этот период оценивается как период турецко-согдийского симбиоза. Этот процесс происходил практически во всех историко-географических областях Средней Азии. В частности, для нашего региона как отмечает академик К. Шониезов; во II-I вв. до н. э. культура скотоводческого этнического слоя, проникшая на эту территорию из оазисов с крестьянским, ремесленным и торговым населением, смешалась, образовав своеобразную синкретическую – культуру.

    В истории народов обширного Центрально-Азиатского региона раннее средневековье — это не только период этнического подъема, но и период возрождения и укрепления традиций государственности. Установление Тюркского каганата стало фактором развития и прогресса во всех сферах. Еще до установления каганата наблюдалось проникновение согдийцев в их жизнь, что в определенном смысле заложило основу административно-хозяйственного устройства каганата. Можно сказать, что на формирование тюркской государственности повлияли всесторонние советы и поддержка согдийцев. Система согдийских торговых колоний-городов-государств послужила основой для оседлости многих кочевников, а развитие городов-полукочевых и кочевых. Тюркизация согдийцев тоже не прошла даром. Взаимная интеграция создала возможности для ассимиляции. Согдийская диаспора среди большого числа тюрков также была заинтересована в этом процессе. Среди согдийцев стали появляться такие тюркские имена и титулы, как Эркин, Тудун, Тегин, Баходир, Тархан, Узмиш. Обратив внимание именно на тюрко-согдийские отношения в Тюркском каганате, наша точка зрения находит свое подтверждение.

    Согдийцы расселились по Шелковому пути в Среднюю Азию, проникли среди кочевников. «Одним из них является цивилизационное влияние согдийцев на турок», —сказал он. Китайские источники также оставили интересные сведения о тюрко-согдийских отношениях. Гунсулик Согд Аннопанто (Нахбанд), происхождение которого от Ан (Бухара), был одним из самых доверенных лиц Первого тюркского кагана Орды Бумын. Он отправился послом в Китай в 545 году. Согдийцы внесли свой вклад в становление, становление ведомственного управления и экономический подъем каганата. Корни этого процесса лежали в многолетнем симбиозе – соотечественничестве, взаимной близости, общей заинтересованности и союзничестве. Старейшины согдийских поселений на территории каганата носили титул эльтабар – вождь крупного вассального племени со стороны кагана. Постепенно согдийские переселенцы тюркизировались, а тюркские дворяне начинали кровопролитие. Даже некоторые согдийцы добивались титула князя, который присваивался брату или ребенку Тегин-кагана. Хотя сын согдийского Торуг Шада не имел такого титула Шада, как его отец, ему был присвоен титул Элби-незук-эльтабар. Кроме того, когда в 742 году на престол взошел Восточно-тюркский каган Узмиш, согдийцы, измученные междоусобицами, искали убежища в спокойных районах, принадлежавших правителям Тана. Лидером группы, ставшей таким оползнем, был тюркизированный согдийский Хан Ай-Култархан. Другая информация гласит, что Тун, правивший Тюркским каганатом в 588-600 годах, находился при дворе Турана в должности согдийского советника по имени Ан Суй Сзе, именно он противодействовал китайскому вмешательству во внутренние дела тюрков. Шиби, правивший в 609-619 гг., происходил из дворян Согдийской знати по имени шиши Хуси при дворе кагана. А в начале VIII века Согд по имени ан-ян даже достиг звания командующего турецкими войсками. Он был женат на дочери турецкого дворянина одного из древнетюркских родов.

    Со второй половины VII века в согдийских владениях вокруг Самарканда происходил процесс централизации. После того, как Западно – Тюркский каганат Тунг (618-630) усовершенствовал административное управление Согдом, во главе этого процесса встал местный правитель-ихшид Авархуман(650/655-675). Владения в Согде, в свою очередь, подчинялись центру в конфедеративном порядке. В странах Средней Азии, где издавна сложился кочевой образ жизни (Согдиана, Хорезм, Тохаристан, Фергана и Чох), сформировалась политико-территориальная и административная система, основанная на земельной собственности. Отношения между центральной властью и местными правителями осуществлялись через Совет старейшин, образованный крупными землевладельцами, богатыми купцами и городскими дворянами. Ихшид–цари обладали ограниченной властью, подотчетной Совету старейшин. Каждое сословие имело под своим началом военных командиров с боеспособными гвардейцами. Эта специальная гвардия была не только личной охраной, но и защитниками крестьянских и купеческих владений и торговых караванов. Китайские источники сообщают, что в 759 году 12-го месяца во дворце китайского императора был устроен пир для гвардейцев, причем каждому гвардейцу выдавалось по 30 кусков шелковой ткани-плата за службу. Большинство гвардейцев, однако, были тюрками.  Это было выражение интересов согдийских купцов и турецких военных.

    Со второй половины VI века, когда в регионе установилось господство Тюркского каганата, между местными владениями установились тесные отношения с Согдом.  Это отличалось от политики сбора налогов и сборов эфталитов и предоставляло местным правителям экономическую и политическую свободу. Западнотюркский каганат(603-742 гг. до н. э.), принимая непосредственное участие в местном административно-хозяйственном управлении, добился своего влияния на политическую, социально–экономическую, культурную жизнь Согда. Большое значение в этом имели родственные отношения между турецкими правителями и Согдийскими ихшидами, а также членами общества. Значительными в развитии Согда стали реформы административного управления Западно-Тюркского каганата Тунг (618-630). В результате назначенные представители усовершенствовали местное управление, обеспечив внутриполитический контроль над вассалами. Эта мера повысила ответственность Согдийской системы местного управления перед центральной системой управления каганата и укрепила связи Согда с Западнотюркским каганатом.

    Система управления в каганате и система управления в Согде, основанная на земельной собственности, отличались друг от друга. Если в Согде цари-Иштар назначались Советом старейшин, то в каганате соблюдались родоплеменные и родственные принципы. В управлении государством кагану помогала администрация, состоящая из родственников, членов правящей династии.

    В китайских источниках упоминаются 28 должностей, носивших иерархический характер в административно - управленческой системе древнетюркской государственности.  Первые 5 из них: Эху(Ябгу), ше(Шад), деле(Тегин) и тутунфа(тудун)считались высшими чинами.       Остальные 23 должности принадлежали мелким чиновникам. Все должности считались наследственными.  Некоторые аспекты тюркского административного управления для Согда были известны со времен юэчжи, хионитов, кидаритов и эфталитов, и многие аспекты управления в Согде также были адаптированы к ним. Согласно источникам, в административном управлении Западно-Тюркского каганата находились: джабгу(jabw), Тегин(tegin), Шад(šad), эльтабар(eltäbär), хатун(hatun/katun), тудун(tudun/tuduy), тутук(tutuk/tutui), Тархан(tarhan/tarkan), чур(Kurв то время как в Согдийской администрации использовались местные титулы и должности, такие как: ихшид (γšiδ), Афшин (δšin), хвабу(ywßw), хутав(ywtw). В 603 году первый Тюркский каганат был разделен на две части, и Согд вошел в состав Западно-Тюркского каганата.  В первые годы Согдом правили ихшид Тайшеби (до 600 г.) и Каймочжо(Кюэ-му-Чжи) (600-620) 526 гг., а Западнотюркским каганатом-чули(Шели) (600-611 гг.) и шегуйский(Шихи) каганат (611-618 гг.), внук Истеми джабгу. После того, как западный каганат перешел в руки Тунг джабгу(618-630), ихшид Каймочжо (Кюэ-му-Чжи) женился на дочери Тунг джабгу, и между ними установились родственные отношения.

    Подводя итоги на основании приведенных выше согдийских, турецких и китайских источников, можно судить о раннесредневековом этапе этнокультурных процессов, происходивших во всей Средней Азии, как о периоде ассимиляции тюрко-согдийского симбиоза и тюркизации согдийцев. Тюрки и согдийцы, веками жившие дружно, дружно и кровнородственно, являются этносами более позднего периода; принимали непосредственное участие в формировании узбекского, Уйгурского, таджикского и других народов.

 

Ойбек Исматов,

Магистр Самаркандского государственного университета.