Творческая психика – сложная Вселенная

В каждой эпохе авторы по-разному изображали своего героя в своих произведениях. Во всех видах искусства изображение страданий психики, неповторимых, безудержных, бурных и депрессивных, становится подлинной целью Творца. В своих художественных произведениях он изображает душевные страдания и мечты человека. Так кто же создатель? Творец – художник, творец – скульптор, творец – композитор, творец-писатель... это художники в человеческой психике, которые через тонкие образы выражают неземные чувства, боль, страдание, радость и счастье.
Творческие люди в той или иной форме передают нам выводы о жизни, основанные на мышлении, интеллекте, сильном духовном впечатлении. Поэтому в каждое живое произведение вкладывается мировоззрение, духовная энергия Творца. Все зависит от того, какие возможности может дать окружающая среда для реализации возможностей личности. Конечно, для создателя творческая свобода также является одним из важных вопросов. "То, что необходимо в первую очередь для творчества, — это свобода. Без свободы любой талант может очень быстро угаснуть", - отмечает литературовед Озод Шарафиддинов. Писатель на протяжении всего своего творчества должен обладать качествами преодоления высших чувств человека, его психики, трудностей на жизненном пути. Любой одаренный человек может творить новые открытия или проявлять свой талант в полной мере, только если у него есть творческая свобода. До тех пор, пока у человека будет плен в его сознании, мировоззрении, не будет никаких творческих изменений в его жизни и образе жизни. Такие люди не могут достичь светлых, возвышенных вершин, а погружаются еще дальше в глубины низменности и тьмы. В его душе угасают человеческие чувства, перерастающие в сатанинские. Такое явление вредно не только для отдельного человека, но и для общества в целом.
Даже в литературе – искусстве слова, являющемся венцом художественного мира, - исследование психики Творца-процесс очень сложный. Как мы уже отмечали выше, духовный мир творца и эволюция этого мира, несомненно, послужат “акушеркой” для будущей работы. Мы знаем, что признаки у матери или отца передаются детям. Точно так же писатель присутствует в потоке сознания положительные или отрицательные воспоминания в своих произведениях, которые являются его “ребенком”. В мире литературы в каждом произведении заложена определенная, творческая сила. Это говорит о том, что в грядущем произведении биография писателя также будет в определенной степени размыта. Предположим, что в Отабеке или Анваре, главных героях произведений Абдуллы Кадыри, каждый читатель видит фигуру Кадыри. В мемуарных (мемуарных) произведениях это обстоятельство проявляется более отчетливо. В частности, “Детство” или “Сказки из прошлого” Абдуллы Каххара написаны на основе детских воспоминаний авторов, и удивительно, если эта психологическая эволюция привела к тому, что очень зрелые художественные произведения увидели мир. Исследуя искусство произведений писателя, анализируя его вместе с биографией Творца, невооруженным глазом можно увидеть некоторые сходства. В этом отношении мы можем обнаружить, что изучение психологической эволюции Творца является важным художественным процессом. Так же, как человеку без боли трудно выговориться, так и продукт его творчества не созреет, если в его творческой психике не будет радостного настроения к написанному им произведению. Муса Ташмухаммад оглы Айбек так вспоминает процесс подготовки к написанию своего романа "Навои": "на моем столе лежала нарисованная мною карта средневекового Герата. Я спал в Герате и просыпался в Герате, только ночью Ташкент, в котором я жил, входил в мой сон". Вы видели, насколько важен психологизм Творца при создании произведения. Несомненно, что психологическое мастерство Айбека является ключом к успеху романа “Навои”.
Вместо заключения можно сказать, что любое шедевральное произведение является продуктом сложной духовной эволюции писателя, и эта эволюция всегда требует его очень глубокого изучения.
Абдувахоб Зарипов,
Самаркандский государственный университет
независимый исследователь филологического факультета.