История корейского государства и корейского народа уходит в далекое прошлое. Выгодное географическое положение корейского государства не оставляло его в стороне от интересов внешних врагов, занимая важное место в его дальнейшем развитии. Рассматриваемый нами период истории Кореи охватывает, прежде всего, установление на вершине государства новой династии, то есть правления династии Ли, и последующие этапы развития государства.

    Известно, что в этот период царила политическая нестабильность, хотя правители династии Ли пришли к власти на вершине государства не раньше, чем через значительное время после монгольского нашествия. В то время как основатель династии ли, полководец Ли Сун Гэ, также занял трон, из-за его преклонного возраста между его сыновьями разгорелась борьба за трон.

    Что немаловажно, представителями правящей династии Ли в более поздние периоды любая сфера государственного управления не обходилась без управления аппаратом, социально-экономической сферой, культурно-просветительской сферой, даже религиозными делами. Такие стремительные реформы и развитие были осуществлены в результате ряда преобразований, поступивших, в первую очередь, из царств, обладающих управленческим потенциалом, а также из соседних китайских государств.

    РЕЗУЛЬТАТЫ

    Тот факт, что деятельность государственных чиновников находилась под постоянным контролем, неизбежность наказания для любого человека, независимо от его положения в обществе против различных злоупотреблений, смог пробудить в корейском народе некоторое доверие к царскому правлению.

    Хотя роль соседних китайских и японских цивилизаций в последующих разработках на Корейском полуострове также была велика, на ее месте корейские императорские придворные, ученые также смогли создать свои собственные чудеса. Они не ограничивались только “перемещением или похищением” из соседних стран. Существенным было то, что в более поздние времена человек и его права, такие как право на жизнь, владение собственностью, были отражены в законах, изданных императором. В их числе такие указы, как, например, запрет на пытки людей во время расследования во время правления короля Йончжона.

    ОБСУЖДЕНИЕ

    После прихода к власти Ли Сон Гэ дал корейскому государству название Чосон и перенес столицу страны из Кегена в Ханан (Сеул). К моменту прихода к власти Ли Сон Ге был уже достаточно стар. Из-за этого между его сыновьями постоянно возникали разногласия за престол. Его старший сын Ли Бан вон или Ван Тхэджон (1401-1418) стал правителем Чосона. С основанием новой династии были предприняты меры по укреплению централизованного управления Корее, которое было ослаблено. Чтобы подавить оппозицию, Ван Коньян и его сыновья, а также сторонники старой династии были казнены. Прежние чины чиновников были упразднены. Только ближайшие родственники Вана имели право на карьерный рост, а остальные, в частности, “влиятельные семьи”, могли занимать должности 18-го уровня в общегосударственном масштабе. Ряд правительственных организаций был распущен для улучшения деятельности государственного управления. Некоторые государственные структуры были сокращены. При Ване был создан высший орган власти - Государственное Собрание (Ичжонбу), состоявшее из премьер-министра и двух его заместителей. Все государственные учреждения были разделены на 6 министерств: 1) по чиновникам; 2) финансов; 3) обороны; 4) праздников; 5) юстиции; 6) ремесел и общественных работ, при министерствах в государственном управлении были созданы 3 контрольные канцелярии “сам СА” (контроль).

    Первый-канцелярия подвергла критике ошибочные действия и решения Вана;

    Второй-контролировал деятельность чиновников;

    Третий отвечал за научную деятельность Вана и занимался сбором материалов для написания официальной истории в духе конфуцианства. Благодаря реформам сформировался эффективный аппарат государственного управления. В связи с этим следует сказать, что в столице страны чиновников насчитывалось 500-600 человек. При династии ли население страны увеличилось с 3 до 11 миллионов человек. Для укрепления централизованной власти все отдельные воинские формирования были распущены. Регулярная армия, построенная на основе всеобщей воинской повинности, делилась на центральные и провинциальные войска. Содержание войск возлагалось на резервистов, основу которых составляли крестьяне. В целях охраны государственной территории по всей стране была введена система световых сигналов и почтовой службы. Страна разделена на 8 административных единиц, которые, в свою очередь, делятся на округа, волости, уезды и префектуры. Все руководящие должности назначались из столицы. В целях предотвращения взяточничества и раскола между руководителем и местными чиновниками была введена система ротации, то есть чиновники перемещались из управляемых регионов в другие. Должностные лица находились под постоянным инспекционным контролем, их деятельность подвергалась формальным и негласным проверкам. В столице установлен специальный гантель. Звоня ему, сообщается о злоупотреблении должностными лицами своей деятельностью или их неблаговидных поступках. Сельские объединения самого низкого уровня были ханьяком - формой местного самоуправления. Его деятельность включала поддержание дисциплины, основанной на конфуцианском учении, установление наказаний за мелкие кражи, выделение средств, организацию школ, контроль за выполнением общественных работ и ритуалов. Правители Чосона состояли из янбанов, состоявших из династических кланов, которые делились на гражданскую и военную знать. Ванбаны сдали государственный экзамен на должность. Лишь небольшое поколение высших чинов могло получить должность без экзаменов за” службу предкам “или” благородные заслуги". На экзамен на гражданские должности допускались только лица, принадлежащие к роду янбан (что противоречило нормам конфуцианской государственности, но с XVI века стало писаться в традиционном стиле), на военные должности допускались лица, принадлежащие к среднему классу и выходцы из провинций. Янбаны различаются по степени. Они освобождаются от всех обязательств. Янбаны стали замкнутым классом, зарегистрировав взаимный внутренний брак. Рост класса янбанов в период, когда государственные должности были ограничены, заставил правительство ввести ряд ограничений на них.

    Во-первых, ребенок, рожденный от второго брака или от матери, которая не была янбаном, не мог быть чиновником или назначаться на высшие должности в провинциях.

    Во-вторых, был введен ряд фиктивных должностей без земли и заработной платы, но с сохранением статуса янбан. Следующим классом после янбанов были чунины (“средние люди”) - врачи, переводчики, каллиграфы, бухгалтеры, юристы, художники, астрологи, геоманты, другие специалисты и мелкие чиновники. Они были освобождены от физических и трудовых обязанностей, как и янбаны. Чаще всего это были дети янбанов, рожденные от женщин-пленниц, для которых этот ранг был высшим званием в их служебной карьере. К чунинам относились также династические мелкие чиновники (сори, хянри, тхогими) - служащие канцелярии. Они также освобождаются от трудовых и физических обязанностей. Далее шли налогоплательщики. Этот слой назывался санинами (“простыми людьми”) или янинами (“свободными людьми”). Они состояли из свободных крестьян, ремесленников и торговцев. Над этим слоем стояли зажиточные крестьяне, или галлианы (“праздные простолюдины”), которые называли себя янбанами. Ниже него находились синьянские екчхоны-работники горных и государственных мастерских, лесорубы, рыбаки, солевары. Далее шли зависимые крестьяне и люди “гнусных профессий” (мясники), в число которых входили меховщики, уличные художники, комары и ханы (“подлые люди”). Стремясь увеличить число налогоплательщиков и военнообязанных среди населения, правительство постоянно сокращало число неимущих, превращая их в государственных крестьян. Для снятия с учета уклоняющихся от уплаты налогов введена специальная доска в виде современных паспортов. С приходом к власти династии Ли неоконфуцианство стало новой государственной идеей. Потребность в прогрессе общества требовала активного и практического решения таких нерешенных проблем, как буддийская ориентация на «Нирвану» и отношение к жизни. Буддизм был объявлен причиной всех бедствий. Буддийские храмы были лишены зависимых крестьян, а принадлежащие им земли были сокращены в несколько раз. Именно по этой причине даосизм также потерял своих сторонников (центральный даосский храм был закрыт в Сеуле в 1518 году). В Сеуле и провинциях были открыты конфуцианские школы. Наряду с Государственным Советом была введена палата государственных советников, в которую вошли конфуцианские ученые. В XVI веке были основаны конфуцианские храмы - саваны, посвященные конфуцианским ученым, которые со временем превратились в местные политические центры. В результате усиления позиций конфуцианства в Корее произошли позитивные изменения. Прежде всего, укреплялись конфуцианские нормы, связанные со всем послушанием царю, что являлось важным условием централизованного государства. С другой стороны, признание ошибок и достижение зрелости путем их исправления также были внедрены в королевскую семью, что привело к тому, что глава государства ввел нововведения в управлении, включив в список близких и ученых. Корейские короли в своих обращениях к народу не раз признавали свои ошибки и обещали их исправить. В истории Кореи ученые и чиновники высказывали свои предложения по улучшению управления королевством.

    Политические силы были неоднородны в формировании неоконфуцианства в стиле государственной идеи. В первые десятилетия периода Чосон верующие конфуцианцы, “служилые чиновники” - хунну, обладали большей сферой влияния и обладали властью. Однако со временем в жизни общества доминировали неоконфуцианцы, или саримы (“лес ученых”), которые выдвигали идею реформ. Поэтому при Ван Сончжоне (1469 - 1494) они занимали высокие посты. Однако в 1498 году во время правления регента Йонсан-Гуна (1494-1506) по рекомендации хунну многие высокопоставленные сановники были убиты или сосланы. Это связано с тем, что во время правления Ван Седжо (1455-1468) дядя несовершеннолетнего Ван Танжона (1452-1455) незаконно занял трон и отправил его в провинцию. В 1457 году он послал ему приказ о самоубийстве. Во время правления Ван Чунчжона (1506-1544), которого он назвал узурпатором за его усилия по восстановлению позиций буддизма, саримы пытались провести реформы. Именно эти реформы несколько угрожали спокойствию “заслуженных чиновников", в том числе назначение чиновников через государственные экзамены привело к открытию талантливых людей. Однако в 1519 году хунну начали новый виток борьбы, и в этой борьбе погибли многие реформаторы. При ван Сончжо (1567-1608) сарматы были победителями. Однако между ними возникла конкурирующая партия неоконфуцианцев (“пундан”), первоначально разделенная на восточную и Западную группы, а затем Восточная партия на южную и Северную группы. Так, в корейском неоконфуцианстве сложился ряд школ и направлений. Чон Гван Чо (1482-1519) основал легистскую школу, направленную на построение централизованного государства на основе закона. Чон Гван Чо сосредоточился на том, чтобы быть образованным. Он считал, что мышление развито в человеке на основе познания мира. Именно из этой идеи он выступил против того, чтобы государственные экзамены по присвоению должностей принимали вид формальности, и вместо этого поставил вопрос о привлечении на государственные должности талантливых лиц независимо от их социального положения. Для каждого человека есть возможность достичь зрелости. Именно через контроль за выполнением норм морали и нравственности, взаимопомощи можно помочь сельской конфуцианской общине. Чон Гван Чо выдвинул концепцию под названием «Королевский путь», основанную на «любви к народу» и «справедливом управлении», против идей, основанных на «силе» и «страхе». Однако позже, во время преследования саримов, ученый был также убит. В XV-XVI веках возникла школа, основанная на философском материализме, возглавляемая Ким Си сипом (1435-1493) и со Кьоном Доком (Хвадам, 1489-1546). Ким Си СИП считается первым корейским философом, который встал на путь атеизма. Он трактует представления о вечности души и рае или аде, деятельность шаманов как ложные. Удача и невезение зависят от самого человека. Понятия о духах являются продуктом фантазии в сознании людей.

    Ким Си СИП был сторонником “гуманистического управления” нацией. В своих трудах ученый пишет о страданиях простого народа и критикует роскошную жизнь правителей. Он говорит, что именно жестокий способ управления людьми вызывает восстания. Одним из известных ученых этого периода является So Kyon Dock. Согласно его взглядам, человек от рождения сопровождается понятиями человечности и справедливости. Однако воздушные желания и увлечения вводят их в заблуждение. Поэтому необходимо, чтобы человек постоянно воспитывал себя нравственно. Хвадам критикует не только дворянство, но и правителя за то, что он вторгается в крестьянские земли для семейных Саган. Философ также высказал мнение о ряде ритуалов, которые снова стали бесцельной традицией. XV - XVI вв.-период Реформации, когда наука достигла больших успехов в области культурных достижений и культуры. Достижения научно-технического направления имели прежде всего практическое значение. В этот период было развито наблюдение за погодой и облаками, создана карта звезд, прибор для измерения количества осадков, топографические приборы, точный календарь, нотная грамота, солнечные и водяные часы. В то же время были достигнуты значительные успехи в оружейном деле, судостроении и полиграфии. В области медицины в 1445 году был издан “комплекс путей лечения” (1445), состоящий из 365 книг.) и “свод сведений о местных лекарствах”, состоящий из 85 книг (1456г.) опубликованы фундаментальные работы под названием. Именно среди этих работ последняя книга содержит 955 статей по лечению заболеваний, 10706 рецептов и 1477 рекомендаций по лечению иглоукалыванием. В 1610 году была издана книга” сокровищница восточной медицины". Содержит более 500 трактатов по китайской и корейской медицине.

    

Хасанбой Урунов,

Магистр Самаркандского государственного университета.