В Самарканде много исторических мест, среди которых выделяется мавзолей Ходжи Даниила. Это историческое место считается святым местом паломничества представителей трех религий. Такие благословенные места редкость в мире.

    Этот памятник архитектуры в Самарканде построен с южной стороны крепости Афросиаб, на берегу ручья Сиаб. Сюда регулярно приезжают путешественники-мусульмане, христиане и евреи из разных уголков мира. Мавзолей святого Ходжи Даниила – место захоронения святого, почитаемого в трех мировых религиях: иудаизме, исламе и христианстве. Мусульмане называют его Пророк Ходжа Даниил (в Коране не упоминается, но является одним из 124 000 пророков, иудеи называют его пророком Даниилом, в христианстве пророком Даниилом). В русских источниках также называется «Святой Даниил».

    О личности Ходжи Даниила существуют разные мнения и взгляды. Например, по одной из них, эта порода родилась в Иерусалиме в 603 году до нашей эры. Давид и Соломон — потомки пророков, жившие 2600 лет назад. Через 600 лет после Пророка Мухаммеда жил 1200 лет назад и проповедовал монотеизм. Согласно толкованию Библии, Даниил в переводе с древнееврейского языка означает «Бог судья».

    Согласно легендам, святой Даниил попал в плен к вавилонским воинам. Они возьмут его из Иерусалима в Вавилон. Он работает толкователем снов во дворце царя Навуходоносора. Позже персидский царь Дарий I взошел на престол и задумал сделать премьер-министром Ходжа Даниила. Но когда другие министры услышали об этом намерении царя, они составили план погубить Даниила. Ходжа клевещет на Даниила и приводит его к царю в наручниках и цепях. Даниил бросает пророка в клетку со львами. Ночью царь не спал, а рано утром схватил других министров и привел их в ту яму кормить львов, сказав, что мой любимый министр умер, и теперь и тебе нет спасения. Когда львы открыли ров и посмотрели, пророк Даниил разговаривал с животными. Он выжил, и еще много лет призывал людей поклоняться единому богу и жил с разными взглядами. Когда он состарился, он переехал в Сузы и был с почестями похоронен в городе Сузы.

    Согласно исламу, Ходжа Даниил был сподвижником Кусама ибн Аббаса, который известен как двоюродный брат Пророка Мухаммеда. Самаркандский историк Абу Тахирходжа пишет в своей книге «Самария»: «Могила Ходжи Даниила находится на окраине Самарканда, под северной стеной крепости Афросиаб. Рядом с мавзолеем протекает река Сийоб. Люди считают эту могилу могилой пророка Даниила, но его могила находится в провинции Мосул. Говорят, что эта могила — могила одного из товарищей Кусама ибн Аббаса. Будьте здоровы! Могила покрыта камнями Заравшана. Говорят, что Ходжа Даниил был очень набожным и благочестивым. На изголовье могилы, у ручья Сиёб, есть родник Ходжи Даниила. Люди пьют и купаются в нем. Это считается причиной исцеления многих больных людей. Дай Бог ему здоровья!»

    Об этом Абул Хаким Самарканди пишет следующее в своей книге «Кандия»: - «У меня есть родник в Самарканде, один из родников небесных, и он у ручья Оби Рахмат. По мнению историков, эта вода вытекает из изголовья гробницы пророка Даниила, и этот источник является причиной исцеления, а часть этой воды течет в сторону Боги Майдана и вливается в Оби Рахмат. Выше находится могила пророка Даниила, который считается пророком, приносящим благословения нации».

    У ученых до сих пор нет единого мнения о том, когда и как появился мавзолей пророка Даниила в Самарканде. Согласно легенде, великий полководец Амир Темур во время своего семилетнего похода в Малую Азию (1397-1404 гг.) несмотря на то, что был великим полководцем, не смог завоевать Сузу. Хозяин слышит от благочестивых, что город будет охранять блаженный Хок святого Даниила. Тогда Амир Темур заключил соглашение с осажденными, пообещав не трогать их имущество и не брать пленных в рабство, а взамен предложил взять часть земли святого, т.е. его правую руку, в Самарканд, чтобы тот защитил свое царство от всяких бедствий. По пути домой караван верблюдов внезапно остановился недалеко от города Самарканда. Это был знак свыше, и они решили построить там мавзолей. После того, как мавзолей был построен, с годами, по преданиям, усыпальница разрослась до длины около 18 метров. После погребения святого в Самарканде из изголовья могилы бьет родник, и жители города и его окрестностей считают эту воду благословенной и пользуются ею. Но эта легенда противоречит правилам и обычаям исламской религии, то есть тревожить усопших нельзя. Правда в том, что великий полководец привез часть своих хоков из Суз в Самарканд, и по его приказу был построен мавзолей как символ успешной победы в военной кампании.

    Мавзолей периодически достраивался и достраивался учеными, а в начале XX века над могилой Пророка было построено прямоугольное длинное здание мавзолея с пятью цепями невысоких куполов. В мире насчитывается 5 могил пророка Даниила. Самый длинный в Самарканде. Согласно легенде, гробница росла или строилась долго, чтобы не раскрыть точное местонахождение могилы Пророка.

    Представители трех религий, посещающие святыню, обходят мавзолей по своему обычаю. Еврейские раввины читают Тору у изголовья могилы, христианские папы читают Библию, мусульмане читают один стих Корана и раскрывают руки для молитвы.

    В 1996 году в ходе своего визита в Узбекистан 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Самарканд, в частности, мавзолей Ходжи Даниила. Рядом с мавзолеем росло 600-летнее фисташковое дерево, которое начало увядать, и патриарх решил освятить дерево, окропил его божественной водой, и через некоторое время дерево снова ожило. Есть еще одна причина, по которой дерево синеет. Ведутся приготовления к приезду Патриарха Алексия, тряпки и верёвки, привязанные народом к фисташкам, снимаются, из них делают царские одежды и поливают ещё.

    Между земляными стенами в храме есть странная деревянная дверь. Эта маленькая дверь - дверь в шкаф. Они пришли сюда и были заняты зикром. В настоящее время доступ запрещен. Потому что есть риск быть заваленным землей.

    В 2001 году город Самарканд и его исторические архитектурные и археологические памятники, в том числе мавзолей и комплекс Ходжа Даниил, были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Самарканд – перекресток культур».

    Мавзолей состоит из 15-метрового прямоугольного помещения с крышей и пятью куполами. Цоколь находится с северной стороны, а куполовидные чашеобразные клумбы с обеих сторон украшены резьбой по ганчу, а по бокам - арками. Внутри мавзолея находится продолговатая хижина. Внутри мавзолея находится самая длинная гробница в мире длиной 18 метров. Высота могилы с южной стороны 90 см, с северной 160 см, с северной стороны шире на 2 м, так как с этой стороны установлена ​​квадратная сагона. Сагона сделана из обожженного кирпича, обработана пескоструйной обработкой и украшена мраморными панелями с кораническими надписями. С противоположной стороны сагоны, на подоконнике мавзолея, обращенном на север, находится камень с арабскими надписями, называемый местными жителями «ният-тоши». Паломники обходят гробницу Хазрата Даниэля один-три раза и пытаются поднять или хотя бы сдвинуть этот камень.

    Существует несколько традиций относительно длины могилы. По одной из них, из-за того, что принесенная чалма считалась священной, люди с недобрыми намерениями могли выкопать останки и унести их. Поэтому была вырыта длинная могила и где-то в ней захоронены останки Пророка. По другим соображениям, на свете растут могилы, и среди этих могил находится могила пророка Даниила. Согласно этому мнению, каждые 100 лет кости Пророка вырастают на один газ (72 см), поэтому гробница имеет такую ​​длину. Если две стороны могилы сойдутся в виде круга и покроют земной шар, то на земле будет рай.

    Мавзолей пророка Даниила в разные периоды имел разный вид. В книге, изданной во времена Российской империи, представлена ​​гравюра пророка Даниила 1870–1980-х годов. По его словам, в то время могила Даниила Пророка была засыпана речными камнями, а вокруг нее было небольшое крыльцо и помещение (мечеть), а вокруг могилы были поставлены шесть узлов, символы священников и святых. Флаги устанавливались на специальные камни, и до сих пор есть камни, удерживающие эти флаги, но флаги не сохранились.

    В конце 19 века над этой могилой был построен мавзолей. Главная дорога, ведущая к нему, идет от древнего городища Афросиаб, а входное крыльцо-крыльцо построено чуть выше мавзолея. Его остатки сохранились до сих пор, и он был построен в то же время, что и мавзолей. Мавзолей над могилой Хазрата Даниила был построен в начале 20 века мастером самаркандских мыловаров Махмудом старшим, потому что Хазрат Даниил считается старейшим из мыловаров. По некоторым данным, в строительстве мавзолея участвовал и российский бизнесмен-торговец Мирошниченко.

    Мавзолей неоднократно ремонтировался. Святилище было окружено стеной, и к нему была построена лестница из трех частей. При этом гробница была покрыта ониксом и черным мрамором. На фотографии начала 20 века у мавзолея шесть куполов, но сегодня у него пять куполов, которые, возможно, были разрушены и восстановлены. С северной стороны мавзолея верхняя часть здания украшена куполами из жженого кирпича. Они построены в европейском стиле. В интерьере использовались щитообразные якоря и арки, поддерживающие купола.

    В 2001 году вокруг комплекса проводились археологические раскопки. Были найдены остатки мечети, относящейся к 14 веку. Полка михраба мечети обращена в сторону Мекки. По словам старейшин, мечеть была разрушена во время Второй мировой войны по неизвестным причинам. Стены здания построены в стиле чупкор, а балки крыши уложены на кирпичный фундамент. В северной части мечети было крыльцо площадью 25 кв.м и отсюда вход в мечеть. Длина 80 см, ширина 40 см, толщина 20 см в северо-западном углу крыльца. были найдены две прямоугольные каменные плиты. Они были сырьем для изготовления надгробий. При тщательном изучении нижней части южной стены мечети там были обнаружены кирпичи XVII века. Арочная стена была построена вместо гораздо более старой стены, чтобы удерживать склон утеса. Кирпичи здесь и под южной стеной относятся к концу XIV и началу XV века.

    Одним словом, этот мавзолей считается одним из самых уникальных мавзолеев на границах нашей страны. Главное, что этот мавзолей считается типичным для нашего народа примером веротерпимости. Важно жить в мире, особенно в сегодняшние опасные времена, независимо от религии. Тот факт, что в Узбекистане сохранились и функционируют как еврейская синагога, так и христианская церковь, является главным фактором, выражающим уникальную толерантность нашей страны и народа.

 

Сунатилло Мухиддинов,

Самаркандский государственный университет

Заведующий кафедрой истории Самаркандской цивилизации, доцент.