Интервью с Акмалом Сафаровым, доцентом кафедры ядерной физики и астрономии Самаркандского государственного университета

    - Путь науки труден. Кто заставил вас выбрать этот путь?

    - Мой отец Аскар Сафаров, кандидат физико-математических наук. В настоящее время работает в научно-учебной лаборатории ядерной физики и астрономии Самаркандского государственного университета. С детства я любил просматривать отцовские учебники по физике. Когда мой отец читал книгу, я подходил к нему и смотрел на его картинки, хотя еще не умел читать. Мне было интересно смотреть на снимки космоса, телескопов, различных приборов.

   В 16 лет я выиграл конкурс «Accels», объявленный американским посольством, и получил возможность продолжить обучение в Америке. Окончив там школу, в 2003 году я вернулся в Узбекистан и поступил на физический факультет Самаркандского государственного университета. Потом учился в магистратуре и докторантуре.

     В Италии находится Международный центр теоретической физики имени известного физика Абдуса Салама, который первым среди мусульман стал лауреатом Нобелевской премии по физике. В 2015 году я стал победителем совместной образовательной программы ICTP-STEP, объявленной этим центром и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), и провел год, изучая тему своей научной работы в лаборатории агентства в Циберсдорфе в Австрии.

    В 2021 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование малой активности объектов окружающей среды: новый подход в гамма-спектрометрии».

     На сегодняшний день я побывал в таких странах, как США, Великобритания, Италия, Германия, Австрия, Норвегия, Дания, Турция, Россия, Словакия, Словения и Ватикан.

«Ядерная физика нужна для открытия новых законов природы»

    - Почему именно ядерная физика?

    - Во-первых, физика - одна из важных отраслей, создающих основы развития страны. Ядерная физика необходима для решения фундаментальных проблем — для изучения глубинных особенностей строения материи и для открытия новых законов природы. Также эта наука важна для многих областей астрофизики, например, при изучении термоядерных реакций в звездах. Практическое применение ядерной физики разнообразно: от ядерной и будущей термоядерной энергетики до медицинской диагностики и терапии.

     Аппаратура и методы ядерной физики применяются в горнодобывающей промышленности (прежде всего на уранодобывающих предприятиях), сельском хозяйстве, гидрометеорологии, геологии, охране природы, радиационной стерилизации и переработке урановых остатков, контроле радиационной безопасности пищевых продуктов и строительных материалов, в судебной медицине, онкологии и медицинской диагностике.

    В связи с планируемым строительством атомной электростанции в Узбекистане правительством была принята концепция развития атомной энергетики, и эта тема стала приобретать все более актуальное значение. Одной из основных задач, поставленных правительством, является подготовка специалистов для атомной отрасли. Для выполнения этой задачи увеличена квота приема на факультеты ядерной физики Национального университета Узбекистана (НУУз) и Самаркандского государственного университета. В последнее время в связи с бурным ростом экономики мирные атомные технологии активно используются в различных сферах социально-экономической деятельности Узбекистана. Примером тому является использование радиоизотопной продукции в нефтегазовом комплексе и медицине.

    В этой связи хотелось бы остановиться на деятельности лаборатории ядерной физики Самаркандского государственного университета. Как известно, недавно в лаборатории была проведена масштабная реконструкция. До реконструкции в лаборатории были выполнены 3 крупных проекта Международного агентства по атомной энергии. В рамках этих проектов нам удалось привлечь в нашу республику около 1 миллиона долларов инвестиций. После реконструкции лаборатория была оснащена новым оборудованием, отвечающим мировым стандартам. В рамках проектов создано 5 учебных лабораторий, направленных на повышение качества образования в области преподавания ядерной физики. В настоящее время ведутся исследования по их внедрению.

     На данный момент кафедрой ядерной физики и астрономии налажены отношения эффективного сотрудничества с престижными университетами и научно-исследовательскими институтами мира, привлекая в университет международных специалистов и проводя с ними научные исследования, направляя на стажировку молодых преподавателей. выполненный.

    "К Массачусетскому технологическому институту...”

    - В апреле-августе 2022 года вы проходили стажировку в ведущем в мире Массачусетском технологическом институте. Можете поделиться впечатлениями?

    - Мое участие в этой стажировке проходило в рамках программы, финансируемой фондом технического сотрудничества агентства МАГАТЭ. При подаче заявки на программу я выбрал Массачусетский технологический институт, ведущий университет мира. Попасть в этот институт и пройти стажировку было моей давней мечтой. Таким образом, я проходил стажировку в Массачусетском технологическом институте в апреле-августе прошлого года. Там я проводил научные исследования по ядерной физике и технике с профессором физики реакторов Бенуа Форже, а также по повышению качества и эффективности преподавания ядерной физики с профессором Майком Шортом. Эти научные исследования сосредоточены в области радиационной безопасности и физики реакторов, изучения радиоактивных элементов в различных веществах, регистрации излучения, испускаемого веществом, с помощью детекторов, а также определения количества элементов в веществе на основе полученные данные.

    У нас до сих пор сохранились отношения с профессорами этого института. В мае ожидается визит профессора Майка Шорта в Самаркандский государственный университет. Американский профессор приедет в Институт инженерной физики СамГУ и прочтет общие лекции для преподавателей и студентов.

     Также нами проведена эффективная работа по внедрению учебных курсов, необходимых учебников и пособий, используемых при преподавании ядерной физики в Массачусетском технологическом институте. В настоящее время в нашей стране преподается предмет «Воздействие ионизирующего излучения на вещество», преподаваемый в Массачусетском технологическом институте. В дальнейшем мы планируем продолжить стажировку преподавателей и научных сотрудников СамГУ в этом институте, а также усилить научное сотрудничество.

«Много можно сказать о работе над собой, работе не покладая рук...»

    - Что требуется от человека для того, чтобы быть ученым?

    - Во-первых, любопытство. Человек рожден для поиска ответов на такие вопросы, как строение Земли и неба, что есть в окружающем нас бытии и на что похожа Вселенная. Все это вызвано человеческим любопытством. У ученых этого качества больше, чем у других.

     Второй фактор – семейная обстановка. Если в семье царит атмосфера, поощряющая интерес к учебе, то есть если родители подают пример своим детям в этом отношении, то и у ребенка разовьется любовь к науке. Каждый успех — это результат упорного труда на 99% и таланта на 1%. Много можно сказать о работе над собой, неутомимом труде...

    «Если бы я не выбрал физику…»

   -Если бы вы не выбрали физику, какую область вы бы выбрали?

   -Если рассматривать точные науки как пирамиду, то математика находится на вершине этой пирамиды. Язык Вселенной — математика, точно так же, как у каждой страны мира есть свой родной язык. Каждый процесс и элемент во Вселенной говорит на языке математики. Если бы я не ушел из физики, я бы выбрал математику.

«Физика — это не наука, ограничивающаяся только теорией»

     - Что вы думаете о системе преподавания физики в современном высшем образовании?

     - Если я сравниваю свои студенческие годы с нынешним периодом, то замечаю огромную разницу. У всех студентов сейчас есть условия и возможности, которых в то время не было у магистра или докторанта. Лабораторные занятия играют важную роль в физике. К сожалению, бывали случаи, когда мы упускали очень важные события, просто «угадывая». Но сегодня студенты не страдают от таких проблем. Физика не является наукой, которая ограничивается только изучением теории. Институт инженерной физики Самаркандского государственного университета располагает лабораториями, оснащенными всем необходимым и необходимым оборудованием, способным проводить лабораторные исследования любого типа.

     Важным событием стало создание Института инженерной физики при Самаркандском государственном университете. Есть большая разница между инженером и ученым. Ученый занимается фундаментальными вопросами, приступает к научному анализу вопроса. Инженер делает новые открытия на основе знаний, собранных учеными. Поэтому подготовка инженерно-изобретательских кадров, которые создадут прочные основы нового будущего, с каждым днем ​​становится актуальной задачей.

     Сотрудничество в области точных наук должно быть ориентировано не на Запад, а на азиатские и арабские страны. Их научный потенциал не уступает западному. Более того, из истории известно, что наши интеллектуальные предки с незапамятных времен находились в постоянном контакте с арабскими учеными. Ярким примером этого является научная школа «Байтул Хикма» в Багдаде. Поэтому считаю необходимым расширять сотрудничество с научными школами и научно-исследовательскими институтами арабских стран в современных исследованиях в области физики.

   Мой совет молодым исследователям: никогда не отказывайтесь от исследований и тяжелой работы. Как я уже говорил выше, за каждым достижением стоит много тяжелой работы. Желаю им удачи и любви к науке на этом пути.

Собеседник: Ирода БЕКМУРАДОВА,
Сотрудница информационной службы
Самаркандского государственного университета