Понятие, которое сегодня стало главным трендом в мире, – это IT. Помимо того, что сегодня это самая прибыльная отрасль, она предоставляет беспрецедентные возможности для человечества. В частности, IТ-навыки и созданные с его помощью различные программы, и системы широко внедряются в развитых и развивающихся странах. Главное в системе образования – это наглядность, и благодаря этому мы видим, что эффективность цифровых технологий высока для того, чтобы студенты и молодежь могли их освоить и применить на практике.

    В июне 2019 года я смог поступить в японские университеты Когакуин и Соко в Токио, которые считаются одними из ведущих университетов мира, по программе обмена «Наука Сакуры». Целью моего визита было изучение инновационных технологий и цифровых технологий в японском образовании, знакомство с научной деятельностью ведущих профессоров и преподавателей в области научных исследований.

    Меня очень заинтересовал тот факт, что цифровые технологии, используемые в учебных заведениях Японии, интегрируются непосредственно с производством. В научных лабораториях токийских университетов я увидел, что программно-технические средства, созданные на основе робототехники, искусственного интеллекта, нейронных сетей и алгоритмов машинного обучения, используются в учебном процессе и их эффективность поднята на высокий уровень. Даже процесс управления в системе образования в этих ВУЗах автоматизирован.

    На дверях всех аудиторий Университета Когакуин установлена ​​технология «распознавание лиц и отпечатков пальцев участников». С помощью этой технологии можно автоматически определять посещаемость учащихся и учителей, входящих в класс. Посещаемость студентов не ведется с помощью какого-либо журнала. В лекционных залах умная доска, умная кафедра, колонки и до 20-30 52-дюймовых мониторов устанавливаются в верхней части аудитории, чтобы их мог видеть каждый студент.

    Кроме того, лаборатории оснащены самыми современными технологиями. Химические, биологические, физические, IT-лаборатории делятся на два типа. Первая оснащена реальным оборудованием, а лаборатория второго типа оборудована симуляторами — виртуальными лабораторными программами, на которых студенты могут проводить эксперименты.

    Что меня удивило, так это то, что университет финансирует и непосредственно участвует в производстве любых инноваций, созданных в лаборатории японского образования. Например, станьте свидетелем подготовки и тестирования варианта аккумулятора iPhone, который является водонепроницаемым, не ломается даже при падении груза в несколько тонн, хранит в несколько раз больше заряда и относительно быстро заряжается. Кроме того, в лаборатории электроники и искусственного интеллекта был подготовлен умный робот и написано его программное обеспечение, а в другой лаборатории создан костюм с чипами, установленными в различных точках, и с помощью этих чипов построены графики человеческого дистанционно нарисованы методики ходьбы, создана и апробирована программа для рисования и анализа траекторий движения, а урок истории проводился с помощью программы 3D музейный симулятор. Больше всего порадовала 20-метровая статуя нашего прадеда - Хазрата Алишера Навои из Университета Сока.

    Подводя итог, сейчас факультет цифровых технологий СамГУ и Молодежный технопарк, который будет располагаться в СамГУ, работают над различными новыми проектами. Думаю, что скоро это покажет свои результаты.

Ибодилла Химматов,

Докторант кафедры математического моделирования СамГУ.