Насколько полезны или вредны мультфильмы, которые смотрит ваш ребенок? Какова его роль в воспитании детей?

Чтобы найти хотя бы немного свободного времени для себя, молодые родители часто заставляют своих детей сидеть перед экранами телевизоров или мониторов. Ребенок, очаровательно смотрящий на экран, вызывает у родителей чувство привязанности и восторга: «Наконец-то! Как тщательно он следит за сюжетом! Что стоит за этим удивлением? Действительно ли просмотр полезен для ребенка? И вообще, насколько безопасны современные анимации?» Анимационное кино — это вид искусства, основным элементом которого является техника анимации. На сегодняшний день анимация — это высокодоходный бизнес, ориентированный в первую очередь на получение прибыли, и зачастую моральная сторона вопроса зависит только от совести людей, занимающихся этим бизнесом. Чтобы понять, чем именно овладевают наши дети, глядя на экран, нам, взрослым, необходимо разобраться в этом искусстве.
Врачи считают, что: до 2-3 лет содержание мультфильма не воспринимается ребенком; до 3 лет еще формируется зрительная система, а просмотр анимаций нарушает процесс формирования и развития зрительной функции ребенка; Детям до 3 лет просмотр мультфильмов приводит к перегрузке центральной нервной системы, что приводит к гиперактивности или вялости; детям раннего возраста просмотр анимационных фильмов приводит к преждевременному старению, что приводит к зрение приводит к задержке речевого развития; риск развития синдрома дефицита внимания возрастает, когда ребенок вместо живого общения с родителями получает недостающие эмоции от экрана телевизора. Как долго дети могут смотреть мультфильмы? Удивительно, но сегодня далеко не все мамы и папы знают о нормах, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения. Например, детям от 0 до 3 лет вообще запрещено смотреть телепередачи; от 3 до 7 лет-до 30 минут в день; от 7 до 10 лет-30-50 минут в день; от 11 до 18 лет-1-3 часа в сутки. Если мультфильм незнакомый, посмотрите его сами, убедитесь, что он в безопасности, и только потом предлагайте малышу. Когда ваш ребенок впервые смотрит анимацию, взрослые должны участвовать! И после просмотра обсудите фильм, который вы смотрели вместе. Перескажите сыну или дочери сюжет, оцените героев, повторите слова интересной песни! Это развивает его речь, память, он учится анализировать, обобщать, выражать свое мнение. Далеко не все взрослые, ставшие родителями, знают о влиянии информации, поступающей с экрана телевизора или монитора, на ребенка. Мультфильмы для детей они считают развлечением и не более того. Действительно, влияние мультяшных героев на воспитание ребенка настолько велико, что от него невозможно отказаться. В современных высокотехнологичных условиях у нас есть возможность выбирать, когда и что смотреть нашим детям. Используя эту возможность, родители должны понимать, что они несут ответственность за своего ребенка. Любая информация, которую несет мультфильм, влияет на ребенка, влияет на его речь, поведение, настроение и, в конечном счете, на его понимание и восприятие окружающего мира.
Хороший мультфильм всегда учит добру. Герои мультика нарисованы красиво и максимально реалистично. Ребенку не составит труда распознать знакомых животных, людей, предметы в них, они не будут похожи на непропорциональных животных. Отрицательный персонаж всегда наказан. С ее помощью в мультфильме легко показать поведение, которое не принято в обществе (например, неуважение к взрослым, жадность, трусость, лень), объяснить, почему такое поведение неприемлемо, и в конце концов перевоспитать негативного персонажа. В этом случае ребенок получает урок изобразительного обучения. В хорошем мультфильме всегда есть две противоположности: добро и зло. Эти два понятия четко разграничены и легко узнаваемы ребенком. Они оказывают определенное влияние на главного героя. Эти противоположные понятия иллюстрируются примерами: дружба, взаимопомощь, помощь любви (в мультфильмах «самый большой друг», «кот Леопольд») и как вредят гнев, жадность, зависть ("Остров Сокровищ", "Сказка о жадности" и др.).
Дети, не достигшие определенного возраста, не могут анализировать понятия добра и зла и имеют философский подход. Поэтому точность и ясность необходимы при описании добра и зла. Из их четко выделенного мультфильма ребенок получает представление об основных ценностях, принятых в обществе. Победа добра над злом очень важна для юных зрителей, так как они на примерах убедятся, что следование принципам добра, справедливости поможет им достичь желаемого, а если вы злые, злые, то вас осудят и не примут в обществе. В хорошем мультфильме роль отрицательного героя должна быть очевидна: он должен вызывать враждебность, осуждение. По внешнему виду ребенок должен четко определить: этот герой отрицательный. Во время развития сюжета он должен быть побежден добрым героем или перевоспитан под влиянием добра. Такой пример наглядно покажет ребенку, что хорошо, а что плохо, и научит делать выводы. Если ваши дети могут отличить добро от зла в фильме, они могут сделать это и в реальной жизни. Хороший мультфильм не предполагает грубости, не готовит к принятию дурного вкуса и грубости в качестве нормы, а воспитывает эстетический вкус и учит красоте. Если в мультипликационном фильме есть история любви, то она должна быть представлена высоко, динамично, с чистотой. Сюжет не должен вызывать у ребенка раннего сексуального интереса. Такие вещи нужно скрывать до определенного возраста. В хорошем мультфильме речь героев правильная, не содержит намеков и жаргона. Яркость цветов и мерцание экрана важны для восприятия. Чем меньше ребенок, тем "спокойнее" должен быть экран. К звуковому оформлению предъявляются те же требования: музыка к фильму должна быть красивой, легкой, без резких волнующих звуков.
Не все современные анимационные фильмы, предназначенные для детей, направлены на воспитание положительных черт характера у ребенка. Некоторые из них оказывают негативное влияние: агрессивность, жестокость, негативное отношение к слабым, неуважение к старшим и др. Увидев такие "шедевры", ребенок проявляет агрессию, жестокость. Несложные сюжеты таких мультфильмов тормозят развитие воображения, логической памяти, способности к концентрации воображения. Недостаточность развития связной речи вредит развитию речевых способностей малыша. В этих мультфильмах нет логической истории. Ваш сын или дочь не могут сказать, о чем мультфильм (например, "Винкс"), персонажи выглядят далеки от реальности, они изображены некрасиво, непропорционально (например, "Футурама"). Отрицательные и положительные герои в таких мультфильмах четко не обозначены. Во время просмотра ребенку сложно определить, кто из героев положительный, а кто отрицательный. Не понимая этого, ребенку сложно оценить героя и выбрать объект для подражания. Поступки отрицательных героев не наказуемы, а их плохое поведение ведет к достижению целей (например, в мультфильме "Маша и Медведь" прихоти героини Маши достигают целей-она получает то, что хочет). В мультфильме, плохом для воспитания детей, родители могут быть показаны с негативной стороны. Например, их изображают жалкими, недалекими. А главная героиня добивается заветной цели, отрицая свою волю. Такой момент вызывает у подрастающего поколения неуважение к взрослым, желание идти наперекор добрым советам старших членов семьи. Часто в таких анимациях можно услышать грубую речь, жаргон. Пропагандируется неуважение к общепринятым идеалам и нормам поведения. Мужские характеры показаны мужественными и слабыми; женские - смелыми, смелыми. После просмотра такого мультфильма фраза "девочек надо беречь" покажется ребенку непонятной. Если говорить о оформлении, то цвета в таком мультфильме ядовито яркие и частое мерцание и мерцание экрана гипнотизируют глаз, музыкальное сопровождение подбирается резким и громким. После просмотра: наблюдая за ребенком, вам не нужно быть сертифицированным психологом, чтобы, наконец, понять, как мультфильм влияет на ребенка.
Хилолахон Нуриддинова,
Докторант Самаркандского государственного университета.