Государства Центральной Азии долгое время находились под влиянием бывшего Союза. СССР, созданный в 1922 году, был фактически ликвидирован 8 декабря 1991 года. За прошедшее время пять центральноазиатских республик во всех отношениях оказались под влиянием Москвы. Таким образом, наряду с политической зависимостью образовательная цепочка осуществлялась в соответствии с планом, установленным центром.

    В 1991 году пять государств региона одно за другим начали обретать независимость. Перед этими политически независимыми государствами стояли очень многие проблемы. Главы государств одними из первых обратили внимание на необходимость реформирования сферы образования в соответствии с духом времени, исходя из национального менталитета. Однако следует отметить, что реформирование сферы образования идет не во всех государствах региона одинаково. Потому что политическая ситуация в этих странах также повлияла на это.

    Теперь обратим наше внимание на состояние образовательного процесса в государствах Центральной Азии, только обретших независимость. При этом система образования стран региона осуществлялась на основе системы, разработанной на базе соответствующих учреждений бывшего Союза. Обучение ребенка первоначально начиналось с детского сада, в котором дошкольники получали образование. Следующим этапом была школа, на этом этапе дети получали 11-летнее или 8-летнее образование. Вполне естественно, что возникает вопрос, почему именно детям дается 11 или 8 лет обучения. Некоторые дети были профессионально ориентированы после 8 лет обучения, в то время как другие дети продолжали получать образование в школе. Но далеко не всегда студенты после 8 лет обучения направляются в профессию по собственному желанию. Послешкольное образование проводилось в институтах. При этом студентам предоставляется 5-летнее (в некоторых институтах срок обучения может отличаться) образование. За это время студент мог получить необходимые знания по своей специальности и вести дальнейшую деятельность в различных отраслях народного хозяйства. Каждый из студентов получил возможность продолжить свое образование и продолжить свою трудовую деятельность в университетах.

    Выше мы рассмотрели общее состояние системы образования республик Средней Азии во времена, когда они находились под влиянием СССР. По-видимому, эта система работает очень хорошо. Это действительно так. Но не всегда соблюдался порядок, установленный в союзных республиках. Отставание от времени в системе образования также начало проявляться к концу 70-х годов XX века. Не была на должном уровне и материально-техническая база образовательных учреждений. Кроме того, можно перечислить еще много недостатков.

    После распада бывшего Союза перед республиками региона было два пути. Одним из таких путей было сохранение системы образования СССР, или принятие новой, соответствующей духу времени. В то время как некоторые страны региона, которые правильно поняли политическую ситуацию, предпочли постепенно проводить реформу системы образования, политическая нестабильность в Таджикистане привела к тому, что реформа системы была отложена.

    С 80-х годов XX века страны Центральной Азии стали отставать по уровню образования от развитых стран. В этот период система образования в развитых странах претерпевала изменения в соответствии с духом времени. Например, в то время, когда в учебных заведениях Европы и США внедрялись современные передовые технологии, в образовании стран Центральной Азии эти технологии преподавались только теоретически. Такая ситуация наблюдалась не только в государствах Центральной Азии, но и в других государствах Союза. Даже после обретения независимости эти республики не могли сразу внедрить современные технологии в образование. Причина в том, что экономическое положение государств было не на любительском уровне.

    Сейчас основное внимание будет уделено состоянию образовательных учреждений Центральной Азии в первые годы независимости. Для начала ознакомимся с состоянием образовательных учреждений Казахстана, расположенных в северной части региона. В период обретения Казахстаном независимости в 1991 году общее количество образовательных учреждений в стране составило 17 783. Из этого числа видно, что образовательные учреждения составили лучший показатель по сравнению с населением республики. Из 17 783 8 881 были дошкольными образовательными учреждениями, 8 841-школами и 61-высшими образовательными учреждениями.

    В Казахстане в 1991 году в 8 881 дошкольном образовательном учреждении воспитывалось 1 067 814 детей. Общее количество детей дошкольного возраста в штате за этот период превысило 2 300 000 человек. Исходя из этого, в Казахстане в дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 43% детей этого возраста. Вместе с этими цифрами следует обратить внимание и на состояние учреждений. Из 8881 существующих дошкольных образовательных учреждений более 40% оказались невостребованными. Материально-техническая база этих питомников находилась в неудовлетворительном состоянии. Еще 20 % смогли соответствовать установленной норме. Дошкольные образовательные учреждения востребованного уровня находятся в центрах крупных городов государства, в северных регионах. Во многих из этих учебных заведений получали образование дети русскоязычного населения.

    Несмотря на то, что общее количество казахстанских школ за рассматриваемый период составило 8841, более половины из них не соответствовали установленным требованиям. Большая часть школ была в аварийном состоянии. Такие школы расположены в основном в аулах и селах. Материально-техническая база большинства школ оказалась невостребованной. И при этом состояние школ, расположенных в центре, было на должном уровне. Школы с русским языком обучения были намного лучше, чем школы с казахским и другими языками обучения.

    В 1991 году в Казахстане действовало 61 высшее учебное заведение. В системе высшего образования также отмечается низкий уровень образования по сравнению с развитыми странами. Статус многих учреждений оказался невостребованным. Даже в высшем образовании русский язык значительно преобладал над другими языками.

    Перед Казахстаном, только что получившим независимость, стояла задача устранить недостатки, перечисленные выше. Реформировать эту сферу власти Казахстана начали с первых лет независимости.

    Кыргызстан, соседний с Казахстаном, также стал независимым 31 августа 1991 года. На момент обретения независимости в стране функционировало 3369 образовательных учреждений. Многие из этих учреждений были в аварийном состоянии. Из 3369 существующих образовательных учреждений 1600 были дошкольными образовательными учреждениями, 1759 школами и 10 высшими и средними образовательными учреждениями.

    В Кыргызстане, получившем независимость, до сих пор не было такого уровня образования, которым можно было бы позавидовать. Из 1600 существующих дошкольных учреждений более половины оказались невостребованными. Здания многих из них находятся в аварийном состоянии и не обеспечены отоплением и канализацией. Большинство дошкольных образовательных учреждений в таком состоянии находятся в сельских районах республики. Значительно лучше обстояло дело с учреждениями государства, расположенными в крупных городских центрах. В качестве примера, из более чем 220 дошкольных образовательных учреждений, расположенных в Бишкеке, только 32 были неудовлетворительными. Но в дошкольных образовательных учреждениях, расположенных в городских центрах, нередки случаи обучения русскому языку.

    Из 1 759 существующих в республике школ 40% были востребованы. Остальные 60% не соответствуют требованиям установленного стандарта. Большая часть школ с недостаточным уровнем образования была в основном в сельских и пригородных районах.

    Хотя количество высших учебных заведений в стране составляло 10, состояние только 3 из них было удовлетворительным. Материально-техническая база остальных 7 была достаточно бедной. Помещения некоторых заведений оказались невостребованными.

    Состояние образовательных учреждений в Таджикистане в 1991 году практически не отличалось от других республик региона. Из существующих в стране 4401 образовательных учреждений 944 являются дошкольными образовательными учреждениями, 3443-школами и 14-высшими образовательными учреждениями.

    В общей сложности 141 500 детей были воспитаны в 944 существующих детских садах по всей стране. Это составляло 30% от общего числа детей дошкольного возраста в штате в то время. Из этих цифр видно, что даже в постсоветский период в Таджикистане большая часть детей дошкольного возраста воспитывалась на дому. Материально-техническая база даже значительной части существующих питомников оказалась невостребованной.

    В Таджикистане в 1991 году в 3 443 действующих школах обучалось в общей сложности 1 325 400 детей. В Таджикистане, как и в других республиках, большая часть школ не соответствовала требованиям. Особенно это касается труднодоступных сельских районов республики. В большинстве школ крупных городов государства обучение велось на русском языке.

    Положение большинства из 14 высших учебных заведений страны было не на хорошем уровне. При сравнении материально-технической базы Таджикского государственного национального университета, основанного в 1947 году в Душанбе, с вузами, расположенными в центральных городах Союза, можно встретить гораздо большую разницу.

    Туркмения расположена на юго-западе Центральной Азии, большую часть которой составляют пустыни. Туркменистан также начал усилия по реформированию системы образования с самого начала независимости. В этот период в Туркменистане функционировало 2726 учебных заведений. Из них 920 составляли дошкольные образовательные учреждения, 1880-школы, 6 высших учебных заведений.

    Даже в Туркменистане положение большинства дошкольных образовательных учреждений оставалось невостребованным. Из 920 школ только 35% учебных заведений соответствовали установленному порядку. Остальная часть была невостребованной.

    Из 1800 существующих школ в штате в 1991 году 55% были на уровне спроса. В 1991 году общее количество обучающихся в школах составило 890 тысяч человек. В школах работало 55 тысяч учителей.

    Из 1800 существующих в Туркменистане школ 180 рассчитаны на обучение на русском языке, 90-на узбекском. Кроме того, в школах с преподаванием на туркменском языке большое внимание уделяется переходу на русский язык.

    Статус 6 высших учебных заведений, существовавших в Туркменистане в 1991 году, также не отличался от статуса институтов в других странах региона. Это предметы, преподаваемые в высших учебных заведениях, материальная база которых ниже требуемой.

    Даже в Узбекистане, расположенном в центре Центральной Азии, общее состояние образовательных учреждений в 1991 году не сильно отличалось от состояния остальных четырех республик. Материально-техническая база образовательных учреждений Узбекистана также сильно отличается по сравнению с центральными регионами Союза.

    Во всех республиках материально-техническое состояние значительной части образовательных учреждений было не на должном уровне. Вместе с тем, уровень знаний большинства педагогических работников, работающих в образовательных учреждениях, оказался недостаточным.

    Были также резкие различия в учебниках, которые преподавались в школах стран региона. Учебники, написанные на русском языке, были более высокого качества, чем учебники на местном языке. Большая часть литературы по предметам, преподаваемым в высших учебных заведениях, была на русском языке. Это создало ряд проблем для многих молодых людей, которые не знали русского языка. Потому что в странах Центральной Азии не все слои населения владели русским языком. Русским языком владели в основном жители города и его окрестностей. Большая часть молодежи, приезжавшей в город из деревень, не очень хорошо знала русский язык.

    До сих пор перед пятью республиками региона, получившими независимость в 1991 году, стояли вышеперечисленные проблемы. Лидеры, пришедшие к власти, прекрасно понимали, что без реформы системы образования большие цели не могут быть достигнуты. Поэтому они с первых дней Независимости начали предпринимать усилия по реформированию этой области.

 

Алишер Тилавов,

Магистр Самаркандского государственного университета.