"Одним словом, я бы сказал, Ольга...”

Интервью с преподавателем кафедры физиологии и микробиологии растений Самаркандского государственного университета, исследователем исландского сельскохозяйственного университета Абдубакиром Кушбаковым.
- Я участвую в программе GRO-LRT (Lamd Restaration, Restaration Training), организованной в исландском сельскохозяйственном университете под эгидой Министерства иностранных дел Исландии и организации ЮНЕСКО,-говорит Абдубакир Кушбаков.- Эта программа ежегодно организуется для исследователей, в основном из стран Азии и Африки. До меня присутствовали директор Института агробиотехнологий и безопасности пищевых продуктов Самаркандского государственного университета, доцент Ташпулат Раджабов и Акбар Ахмедов. По праздникам предыдущие участники могут порекомендовать следующего. Моя кандидатура была рекомендована Ташпулатом Раджабовым, и организаторы программы приняли меня на онлайн-собеседование, проверив мой уровень владения языком и научный потенциал.
-По какой теме ваше исследование?
- В настоящее время в программе GRO-LRT участвуют 19 представителей из 8 государств (Узбекистан, Кыргызстан, Монголия, Уганда, Малави, Лесото, Гана, Нигерия). Основная цель этой программы-помочь развивающимся странам справиться с кризисом земельных участков, эрозией почв, содействовать эффективному и устойчивому управлению землепользованием, повысить научный потенциал специалистов и образовательных учреждений, а также помочь им в восстановлении земель, находящихся в кризисе.
Эта программа рассчитана на 6 месяцев и состоит из теоретической части в течение первых трех месяцев и практической части в течение последних трех месяцев. В практической части программы я провожу исследование на тему “идентификация потенциала Земли по банкам семян под овсом в Icelandic highlands”. Основной целью этого является изучение современных международных методов исследования и их применение в нашей стране.
К сожалению, сегодня земли нашей страны не являются исключением из различных кризисных ситуаций. В частности, наши пастбища, которые составляют почти половину территории нашей страны, переживают различные уровни экологических кризисов. Учитывая, что пастбища являются неотъемлемой частью природных экосистем, их долю в животноводстве и валовом производстве страны, наше активное участие в изучении состояния пастбищ и их восстановлении считается чрезвычайно важным. Соответственно, в этой программе я провожу научное исследование на тему “оценка потенциала пастбищ с различным режимом выпаса через банк семян почвы (на примере исландских пастбищe)”. Я работаю в теплице исландского сельскохозяйственного университета и в почвенной лаборатории исландской организации по защите почв (Soil Conversation Service of Island) вместе со своим научным руководителем профессором Изабель К. Баррио. Чрезвычайно важным считается определение количества семенного банка почвы на пастбищах и степени их плодородия. Потому что только доступные семенные ресурсы определяют будущий потенциал этих пастбищ и считаются одним из наиболее важных факторов в восстановлении естественных пастбищ, находящихся в кризисе.
Основная цель исследования-выявить ресурсы семян в пастбищных почвах, которые в разной степени находятся в кризисе, и изучить возможность восстановления самих пастбищ в сопоставимом состоянии с существующим растительным покровом. Анализ современных знаний и методов исследования в области восстановления пастбищ и устойчивого управления ими, а также их широкое использование в будущих работах по восстановлению пастбищ Узбекистана.
-Какие новые исследования в области сельского хозяйства проводятся в исландском сельскохозяйственном университете? Какие из них, по вашему мнению, необходимо внедрить и в Узбекистане?
-В этом штате уделяется внимание развитию тепличного хозяйства из-за короткого вегетационного периода для сельскохозяйственных растений. В основном это связано с Гидропоника и выращивание под разными лучами света, и, кроме того, выращивание растений в теплице в несколько слоев помогает получить много урожая на небольшой поверхности Земли. Я думаю, что этот метод эффективен.
-Чем этот вуз отличается от Самгу образовательными процессами, направлениями исследований?
-В Исландском университете, прежде всего, от преподавателей требуется квалификация и дружелюбие со студентами. Занятия проводят именно специалисты в этой области. Каждое занятие объясняется на примере выполненных новых научных работ и статей. Кроме того, электронная почта учителей всегда открыта для студентов.
-Если вы также расскажете об университетской библиотеке.
-Это университетское здание в основном состоит из 3 кампусов. Библиотека университета расположена в главном кампусе. Для нас создана онлайн-библиотека и условия доступа ко всем книгам и ресурсам в ней. Это дает возможность в короткие сроки без труда найти нужную информацию.
-Ваши планы на будущее.
- Планы на будущее большие. Продолжение моей научной работы по этой теме заключается в том, чтобы внести посильный вклад в работу по восстановлению пастбищ, пострадавших от кризиса в Узбекистане, и в развитие нашего университета. Также вместе с моим научным руководителем Ташпулатом Раджабовым я хочу внести свой вклад в предотвращение деградации пастбищ нашей страны, а также провести исследования на докторантуре в престижных зарубежных университетах.
-Какие советы и рекомендации вы бы дали молодым исследователям, которые хотят продолжить свои исследования за рубежом?
- Одним словом, я бы сказала Ольга. Потому что сегодня в зарубежных учебных заведениях очень развиты научные исследования и научные технологии. Я считаю, что изучение нашей молодежью этих современных технологий и методик будет иметь огромное значение для включения нашей страны в число развитых стран.
Самаркандский государственный университет
Сотрудник информационной службы
Беседовала Ирода Бекмуродова