"Не начинайте писать, пока не начитаетесь..."

Гость проекта «Сердце и перо» Достбек Сулайманов, известный писатель, член Союза писателей Узбекистана, выпускник Самаркандского государственного университета.
- Почему вы выбрали прозу?
- Проза всегда была основой литературы. Но мы не можем похвастаться сегодняшней прозой. Не знаю, то ли прозе уделяется меньше внимания, чем поэзии, то ли есть другие причины. Путь прозы труден, и не каждый может продолжать его постоянно. Мой отец хотел, чтобы я стал поэтом, потому что он был учителем литературы. Когда я был молод, он выучил наизусть сотни стихотворений. Удивительно, но у меня была очень сильная память, и я мог запоминать длинные стихи на одном дыхании. Я читал стихи и газели по три-четыре часа, и все удивлялись. Были попытки писать стихи, эти упражнения даже нельзя было назвать "поэзией", как сказал один из наших старших преподавателей. Я нашел прозу волшебной и увлекательной. Мир романов, рассказов, повестей завораживал меня все больше и больше, я как будто жил внутри книг. Когда я был студентом, я писал статьи и сообщения. Понемногу меня стала привлекать проза, я что-то писал. Об этом было объявлено в нескольких местах. Я немного писал. Я старался больше учиться.
- В 2020 г. рассказы "Стремление к вершинам...", в 2021 г. "Где Салам?" Ваши коллекции комиксов закончились. Как происходит процесс издания книги, и важен ли автору опыт?
- Создаю с 2003 года. На протяжении многих лет мои сверстники и творческие люди неоднократно подчеркивали, что пришло время издать книгу. Как только появилась возможность, она была опубликована вовремя.
Почему автор издает книгу? Во-первых, увидеть его разрозненные творческие работы в целом, а во-вторых, добиться читательского внимания и признания. Если кто-то прочтет то, что я пишу, и выскажет свое мнение, я буду рад и буду продолжать двигаться вперед. Моя первая книга состоит из рассказов. Она состоит из творческих работ, написанных с 2003 года. Моя вторая книга состоит из комиксов, и она родилась на пути поиска лекарства, решения и реакции на беды общества.
Иорданский писатель Айман Йогии сказал: «Не начинайте писать, пока не начитаетесь. На самом деле, если писатель не знает в совершенстве то, что он пишет, читатель не может принять это за правду. Моим буквальным источником воды были знания, которые я получил в школе, а затем в университете. В этом отношении я всегда благодарен Самаркандскому государственному университету. Я учился здесь шесть лет. Лучшие моменты моей юности прошли. Я полюбил литературу благодаря страстным и преданным преподавателям университета. Уроки и советы, данные моими учителями, до сих пор влияют на мою жизнь. Я всегда преклоняюсь перед этим местом.
- Как вы думаете, писательство - это талант или судьба?
- Писать - это судьба. Если не верите в судьбу, вспомните жизни гениальных писателей - Хемингуэя, Марка Твена, Тагора, Толстого, Чехова, Достоевского, Айтматова, наших родных Абдуллы Кадири, Ойбека, Абдуллы Каххора, Одила Якубова, Шукура Холмирзаева. Разве каждый из них не поставил свою жизнь на эту литературу?! Это ли не литература? Если бы не удача, Толстой, который был бы графом и чрезвычайно богат, даже Хемингуэй, не желавший получать Нобелевскую премию, которая сегодня имеет премию в более чем один миллион долларов, и Чингиз Айтматов, самый престижный писатель в мире, не бросил бы писательство и выбрал бы другую профессию?!
- В 2020 году вы создали сайт «Nasr.uz» и Telegram-канал (@Nasr_uz). В нем рассказывается серия историй многих молодых талантов. Как творец, постоянно их наблюдающий, как Вы оцениваете творчество современных молодых писателей? Какие из них вы видите в будущей прозе?
- Учитывая, что маленькие ручьи ведут к большим ручьям, а притоки - к рекам, было бы уместно, если бы каждый из нас продолжал вносить свой вклад в литературу, пусть даже небольшую. Мы делаем все возможное, чтобы поддерживать молодые таланты. Среди современных молодых писателей немало тех, кто делает смелые шаги в творчестве. В связи с этим мы рады, что есть люди, которые творят на уровне завтрашних ожиданий.
- Есть мнение, что "каждое произведение живет своей жизнью". Как вы себе представляете роль и значение ваших произведений в будущем?
- Писатель не может дать никакого мнения о жизни произведения. Бывают случаи, когда произведение, которого вы совсем не ожидали, становится популярным, или произведение, которому вы отдали слишком много любви и лелеяли в своем сердце, может не понравиться окружающим. Дело писателя не в том, чтобы беспокоиться о судьбе своего произведения, а в том, чтобы писать с надеждой. Иногда, общаясь с писателями, они с сожалением говорят, что пишут книги для поколения, которое не читает. Но я думаю, что это временно. Наш народ всегда был просвещен и обязательно вернется к книге.
-Нужна ли новая работа, созданная сегодня, в рекламе?
«Реклама немного не то, но правильнее сказать раскрутка нового произведения». Я считаю, что пропаганда необходима. В развитых странах есть специальные литературные агенты, занимающиеся продвижением произведений. Они регулярно продвигают новые произведения писателя. В результате произведение достигает многих тысяч читателей. Из уст в уста также важно. Если учителя, студенты, и другие сотрудники регулярно говорят о положительных сторонах прочитанной книги, это, безусловно, повлияет на окружающих.
Чего вы боитесь в жизни?
- Равнодушия.
- Какие жанры прозы вы намерены использовать в будущем?
- На данный момент мы пишем более-менее в небольших жанрах прозы. Конечно, когда придет время, я намерен попробовать жанр рассказа, а позже и романа.
Беседовала сотрудница информационной службы
Самаркандского государственного университета
Ирода Бекмуродова